1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Декоративно прикладные элементы ландшафтного искусства

Главные элементы ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн участка немыслим без садовых растений. Они составляют существенную его часть и несут на себе основную долю декоративности сада.

Если речь идёт о дизайне, то мы не можем просто посадить растения в хаотичном порядке, как нам заблагорассудится. В посадках должна быть определённая организованность.

Разумеется, каких-то жёстких правил по виду и форме посадок не существует, и каждый вправе проявлять в этом свою фантазию.

Однако к сегодняшнему дню возникли и укоренились основные формы посадки растительности. Ведь в чём заключается смысл дизайна? Не просто высадить растения, а создать из них композиции, придать им определённую форму и декоративность. Эти композиции и являются растительными элементами ландшафтного дизайна.

Итак, каким образом можно использовать растительность в ландшафтном дизайне, какие элементы можно из неё создавать и как эти элементы называются – об этом и поговорим.

Основные растительные элементы ландшафтного дизайна

Как можно высаживать деревья и кустарники

Учтите, что композиции из крупномеров выгодно смотрятся на обширной территории. А на садовом участке уместно будет высаживать карликовые и медленнорастущие формы.

Из деревьев и кустарников можно создать следующие элементы ландшафтного дизайна:

Аллеи – мощёные дорожки, тропинки, вдоль которых по обеим сторонам посажены деревья или кустарники.

Живые изгороди – близко посаженные вечнозелёные кустарники или вольно растущие деревья. Кустарниковые формы высаживаются очень близко с той целью, чтобы в процессе их роста и в результате фигурной стрижки образовалась зелёная непроницаемая стена.

Живые изгороди могут состоять из одного, двух или трёх рядов, в зависимости от назначения. В двух- и трёхрядных изгородях ряды часто делают разной высоты.

Букетные или гнездовые посадки – в форме круга высаживается группа из 3-5 деревьев на расстоянии 50-100 см друг от друга. Таким образом, образуется одна общая крона большого диаметра, наподобие гигантского букета.

Бордюры – низкие посадки вечнозелёных стриженых кустарников от 20 до 50 см высотой, которые обрамляют отдельные участки.

Солитеры. Их сложно назвать композицией, потому что солитер — это отдельно растущий кустарник или дерево, привлекающее к себе внимание и представляющее особую декоративную ценность.

Кулиса – высаженные в ряд деревья или кустарники, создающие своеобразный занавес, который ограничивает обзор ландшафта или открытого пространства.

Лабиринты – очень популярны они были в эпоху Возрождения. Но и в современном ландшафтном дизайне их тоже можно встретить. Как правило, лабиринты устраивали из высоких, до 2 м высотой, живых изгородей. Но на садовом участке можно создать низкий лабиринт, например из вышеупомянутых бордюров.

Топиари – зелёные фигуры, созданные из деревьев и кустарников с мелкой листвой посредством фигурной стрижки. Как элементы дизайна, топиари получают всё большее распространение.

Большинство из этих элементов применяют в регулярных садах.

Как можно использовать ампельные растения

Ампельные растения используют в саду, как правило, для вертикального озеленения. В первую очередь ими оформляют небольшие садовые конструкции, такие как: арка, пергола, трельяж, шпалера, беседка.

Арки и перголы часто устанавливают у входа в сад. Шпалеры и трельяжи применяют в качестве ограждения сада или просто как зелёные стены для разделения отдельных участков сада.

Иногда вьющимися лианами украшают стены и фасады зданий, если это позволяет стиль ландшафтного дизайна.

Для украшения сада можно ещё использовать комнатные ампельные растения. Их высаживают в подвесные корзинки, вазоны и подвешивают к тем же садовым конструкциям. Например, оформляют такими корзинками беседки или навесы, веранды.

Что можно создать из декоративно-цветущих

Есть много различных вариантов оформления сада цветущей флорой, и каждый из них по-своему прекрасен.

Клумба – участок любой геометрической формы. Клумбы оформляются по-разному. Если нужно создать какой-либо узор, высаживают растения одной высоты. Что касается небольших клумб (1-1,5 м?), то можно применить такой способ – в центре высадить высокие экземпляры, а вокруг более низкие, чтобы к периферии высота постепенно уменьшалась. Так клумба со всех сторон будет выглядеть привлекательно.

Клумбы различаются по ассортименту и цветовому решению: многоколерные и одноколерные, простые (один вид растений) и сложные (несколько видов); в посадках чаще всего применяют однолетники, но встречаются также клумбы из двулетников и многолетников.

Арабеска – та же клумба, только сложной формы. Декоративными цветами можно «выложить» какой-либо орнамент либо сложить из них любые абстрактные фигуры. Контуры такой клумбы могут быть в форме животных, птиц, насекомых. Для сложных клумб применяют, как правило, низкорослые цветы.

Рабатка – цветник в виде узких полос по краям дорожки, аллеи. Один или несколько видов однолетников высаживают в 3-5 рядов.

Розарий – участок, предназначенный для выращивания роз различных сортов. Это только один из вариантов моносадов, в которых выращивают какой-либо один род растений или цветущих кустарников. Существуют также георгинарии (георгины), сирингарии (сирень), гладулярии (гладиолусы) и т.д.

Бордюр – это когда вдоль живой изгороди или декоративного кустарника высаживается длинный ряд цветов. Для большего эффекта используют растительность разной высоты и окраски. Высота от заднего плана к переднему должна постепенно уменьшаться. В первом и последнем ряду высаживают многолетники, а между ними – однолетники.

Миксбордер – разновидность бордюра, в котором разрешается использовать растения любых размеров, видов и цветовых сочетаний.

Альпинарий – искусственно созданная каменистая горка, воспроизводящая красоту горного ландшафта. В альпинарии ряды камней чередуются с рядами альпийской и субальпийской флоры.

Рокарий – тоже каменистый садик, но от альпинария отличается тем, что создаётся на равнинном участке и большую его часть занимают камни. Кроме того, в рокариях, в отличие от альпинария, можно высаживать не только альпийскую растительность, но и лесную и степную флору, низкорослые хвойные.

Безусловно, в саду желательно придерживаться какого-то стиля. Однако если вам не по вкусу ни один из существующих сегодня стилей в ландшафтном дизайне, и вы хотите создать свой индивидуальный – выбирайте из этого списка любые понравившиеся вам растительные элементы и создавайте свой эксклюзивный сад.

Особое настроение во фруктовом саду – дизайн плодово-ягодного уголка для души

Обычно фруктовый сад представляет собой придомовую территорию, засаженную в строгом геометрическом порядке. Здесь царят пропорции и рациональность, однако зачастую не находится места для декоративных деталей. Реально ли совместить эстетическое удовольствие и практическую пользу? Какие ограничения при этом существуют? Как преобразить дизайн фруктового сада, чтобы он был не только источником полезных фруктов и ягод, но и полноценным местом для отдыха?

Основные препятствия на пути к прекрасному и способы их преодоления

Действительно, фруктовые насаждения имеют свои законы, необходимые для высокой урожайности. Деревья требуют регулярного ухода (побелки, опрыскивания, обрезки), что нарушает эстетическое восприятие садового ансамбля. Установка габаритных дизайнерских элементов здесь неуместна, поскольку нужно обеспечить доступ к каждому деревцу. Большинство цветов чувствуют себя неуютно в тени от разлогих ветвей. Свои ограничения накладывает также необходимость полива и подкормки.

Впрочем, при желании всегда найдется возможность обойти эти препятствия. Как вариант, плодоносный сад можно отделить нарядной изгородью, оформленной аркой, калиткой или проемом. Живописный вход уже сам по себе способен создать определенное настроение. Еще один способ украшения садовой зоны – разбавить его формальный стиль декоративными участками. В этом случае стоит поразмыслить, какие элементы наиболее пригодны для этой цели.

Декоративно-прикладные элементы ландшафтного искусства

Из всего многообразия приемов ландшафтного дизайна всегда найдется несколько оптимальных вариантов, способных преобразить фруктовый сад до неузнаваемости, ничуть не осложнив работы в нем. Их можно условно разделить на две группы: малогабаритные садовые сооружения и утилитарные зеленые композиции.

Как создать орнамент сада с помощью малых архитектурных форм

Наверное, самые распространенные атрибуты ухоженного сада – аллеи и дорожки. Их обустройство несет не только дизайнерскую, но и практическую пользу. Ширина объектов напрямую зависит от размеров садового участка, а сделать их можно из чего угодно: камня, цемента, дерева, кирпича, гравия и даже коры. Играя формой и линиями рисунка, цветом, фактурой и ритмом мощения, можно получить полноценную садовую композицию, объединяющую в себе комфорт и красоту.

Если на участке еще нет зоны отдыха, либо она расположена достаточно далеко, в дизайне фруктового сада обязательно стоит предусмотреть беседку. Капитальные сооружения могут препятствовать нормальному развитию деревьев, поэтому лучше ограничиться легкими конструкциями из стальных прутьев, разборными навесами или просто уютной лавочкой, расположенной так, чтобы с нее открывался красивый вид на плодоносящий сад.

Возможно, территория садового участка совсем невелика, и на ней не находится места аллеям и беседкам. В этом случае облагородить ее можно при помощи вазонов с комнатными цветами или кормушек для птиц. Сегодня ландшафтные дизайнеры предлагают самые неожиданные идеи подобных приспособлений, с помощью которых в саду появляется оригинальное место, привлекающие пернатых санитаров.

Как украсить сад зелеными насаждениями

Стремясь извлечь максимальную пользу, при выборе ассортимента кустарников и деревьев не стоит ограничиваться их сугубо плодоносными качествами. Многие культурные растения красивы в период цветения, что стоит использовать для дополнительного декоративного эффекта. Такие непривычные в средних широтах кустарники, как ирга, японская айва или кизил, отличаются не только сладкими плодами, но и обильным изысканным цветением, обогащающим дизайн фруктового сада – фото подтверждают этот факт.

Элементы ландшафтного дизайна

Каждый владелец дачи или загородного дома, обустраивая приусадебную территорию пытается воссоздать определенную атмосферу гармонии и единства с природой. Одни экспериментируют с цветочными клумбами, другие ограничиваются лишь ухоженным газоном. Но, на этом же благоустройство участка не заканчивается? Есть множество способов и приемов, которые многие упускают из виду. Поэтому, для систематизации полезной информации и дополнительной мотивации к творчеству рассмотрим основные элементы ландшафтного дизайна.

Классификация элементов

Сразу определимся, основная цель обзора — систематизация всех доступных приемов эстетического обустройства участка.

Читать еще:  Виды со съедобными ягодами и декоративные

Начнем с основных элементов:

В общих чертах классификация рассмотрена. Теперь нужно каждый пункт проанализировать подробнее.

Здания и их роль в ландшафтном дизайне

В данном вопросе необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Определяется стилистика дома.
  2. В соответствии с архитектурой прорабатывается оптимальная концепция ландшафта.
  3. Уделяется внимание расположению дома.
  4. Производиться зонирование участка.
  5. Определяются места и направления дорожек.
  6. На больших участках избегайте дробления на мелкие зоны.
  7. Четко следуйте основным правилам ландшафтного дизайна.

Стили ландшафтного дизайна

Изучая связь архитектуры зданий и приемов благоустройства, не лишним будет выделить основные направления ландшафтного дизайна:

В оформлении используются:

  • Водоемы естественной формы.
  • Извилистые дорожки из натуральных материалов.
  • Вертикальное озеленение.
  • Пышные композиции из цветов.
  • Декоративные кустарники.

В оформлении используются:

  • Клумбы.
  • Водоемы.
  • Аллеи.
  • Беседки.
  • Перголы.
  • Арки, колонны, скульптуры.
  • Отдается предпочтение топиарным растениям (туя, клен, липа, можжевельник, жасмин, сирень).

Предпочтительны в использовании натуральные материалы (вагонка, лоза, брус, камень, гравий).

В обустройстве участка используются такие растения, как слива, вишня, яблоня, мята, тимьян,черемуха, сирень и другие.

Дополнительное декорирование производиться с помощью оригинальных клумб, скамеек, плетеной изгороди и иных предметов, которые можно изготовить своими руками.

  • Цветам и газону.
  • Водоемам разных форм.
  • Оформлению сада с оазисами и полянами.
  • Оформлению заборов и ограждений.
  • Максимальной открытости пространства.

Особенность такого ландшафта:

  • Преобладание дугообразных форм и линий, пересекающихся друг с другом.
  • Отдается предпочтение натуральным материалам.
  • Цветовая гамма — синий, бежевый, черный, шоколадный, серебристый, желтый, красный и фиолетовый.

На участках часто высаживаются хвойные и вечнозеленые растения. Также, распространены декоративные растения.

В отличие от слегка запущенного кантри стиля, голландский — более ухоженный.

Базовым цветом считается коричневый, белый, зеленый и серый.

Распространенные растения — можжевельник, клен, яблоня, слива, вишня, сосна, японская айва, девичий виноград, рододендроны, папоротники, пионы, ирисы.

В качестве декора выступают сухие ручьи, каменные фонари, изделия из бамбука, ширмы и прочие элементы.

Распространенные растения — вечнозеленые, хвойные кустарники и деревья.

Постройки декорируются вьющимися растениями и горшками с цветами.

Из всех известных стилей, средиземноморский выделяется наиболее живописными красками — синий, оранжевый, лазурный, белый, песочный.

Предпочтительные растения — пальмы, цитрусовые и оливковые деревья. В качестве альтернативы можно использовать вечнозеленые, деревья.

Декоративными акцентами выступают садовые фигуры, амфоры, скамейки.

Проводя аналогию с японским стилем, можно выделить особую роль камней и воды в итальянский садах. Из камней сооружаются фонтаны, каскады, павильоны, лестницы и ограды.

Концепция ландшафта привязана к осям. На главной располагаются партерные газоны, которые украшаются декоративными элементами. Для организации места отдыха выделяется отдельный участок сада (желательно рядом с водоемом).

Элементы декора — деревянные фигурки, плетеные конструкции, шезлонги.

Распространены композиции из календулы, бархатцев, фасоли, кабачка, настурции, репчатого лука, подсолнуха.

Элементы декора — телеги, колеса, лавочки и всевозможные ручные поделки.

Оптимальные цвета — кремовый, серебристый и белый.

Для реализации проекта подойдут искусственные и натуральные материалы.

На участке можно высадить плодовые и хвойные деревья, клен, березу, иву. В этом плане особых ограничений нет .

В стиле распространено использование металла, стекла, поликарбоната, пластика. Особое внимание уделяется освещению.

Все растения высаживаются в вазоны или контейнеры, имеющие строгие геометрические формы.

Преобладающая флора – кустарники, злаки, ромашки и другие лекарственные растения.

Это еще далеко не все стили ландшафтного дизайна. Ведь, каждый регион имеет свои климатические особенности, формирующие конкретную стилистику. В любом случае, из основных представленных можно подобрать близкий по духу тип оформления и досконально его изучить. При правильном подходе, можно скомбинировать приемы из разных направлений.

Газоны и дорожки для обустройства участка

Все газоны подразделяются на естественные и искусственные (рулонный газон). В зависимости от состава они могут быть смешанными (используется несколько видов трав) или чистыми.

Классификация газонов по назначению:

Неотъемлемой составной частью благоустройства сада, наряду с газоном, являются дорожки. Стоит учитывать, что к конкретно выбранному ландшафтному стилю определенное исполнение дорожек может не подойти. К примеру, не стоит бездумно мостить дорожки из спилов дерева, используя общую концепцию хай-тек. Также соблюдайте рекомендации по геометрическим формам, приемлемым для конкретного направления.

Ниже рассмотрим основные виды дорожек в ландшафтном дизайне:

Распространенные виды обработанного камня — базальт, мрамор, гранит, известняк и песчаник.

Дополнительного декоративного эффекта можно добиться путем искусственного состаривания.

Наиболее распространенный прием данной техники — декорирование спилами.

Бетонные плитки можно изготавливать самостоятельно, либо приобрести заводскую брусчатку.

При самостоятельном изготовлении тротуарной плитки обратите внимание на возможность колеровки бетона и создания оригинальных фактур камня.

Зеленые насаждения

Количество растений для ландшафтного дизайна очень велико. Рассмотрим основные и систематизируем по классам:

Лиственные деревья — липа, береза, клен, дуб.

Хвойные — карликовые ели и сосны, кипарис, туя, можжевельник.

Декор в ландшафтном дизайне

К крупным декоративным элементам относятся:

  • Озеро, пруд, фонтан.
  • Конструкции из камней и скульптуры.
  • Беседки и террасы.
  • Оригинальные заборы и ограждения.
  • Подпорные стенки, габионы.

Более мелкий декор ландшафтного дизайна включает огромное множество приемов. Рассмотрим основные:

  • Использование оригинальной садовой мебели.
  • Винтажные предметы (телеги, подковы, горшки) в оформлении.
  • Рсстановка фигурок (животных, гномов).
  • Использование различных приемов освещения.
  • Изготовление оригинальных ландшафтных украшений своими руками.

Элементы ландшафтного дизайна

Для того чтобы приусадебная территория была не только полезной, но и красивой, необходимо продумать, разработать элементы ландшафтного дизайна. Пусть все они имеют различное функциональное назначение, но должны служить единой цели – достижению наибольшей красоты и комфорта проживания.

Искусственный пруд как элемент ландшафтного дизайна

Одна из важнейших задач их подбора – обеспечение гармонии всех зданий и сооружений с окружающей природной средой.

Основные элементы

Ландшафтный дизайн обеспечивает обустройство усадьбы, используя растительность и архитектурные формы. Его основные элементы: здания, газоны и цветники, деревья и кустарники, малые архитектурные формы.

Здания

На приусадебной территории могут стоять одно- или многоэтажные дома, типовые или стилизованные, одиночные или комплексные. Какими бы ни были, для дизайнера они данность – это главные объекты ландшафтного дизайна, к которым присоединяют все другие декоративные элементы. Задача оформления – сгладить неестественность правильных геометрических форм, их противоречивость с природной хаотичной совокупностью растительного мира.

Пример оформления здания декоративными элементами и растениями

Газоны и цветники

Это важные элементы дизайна, сделанные, как правило, своими руками. Их виды:

  • цветочные клумбы и палисадники перед домом;
  • традиционные травяные газоны;
  • мавританские лужайки;
  • партерные газоны;
  • розарии, арабески, модульные группы;
  • альпийские горки, габионы, рокарии и рабатки;
  • рулонные газоны;
  • рутарии;
  • нетрадиционные декоративные полянки.

Наиболее популярны круглые, прямоугольные и овальные клумбы. Некоторые любители оформляют эти элементы ландшафтного дизайна в форме треугольника или пятиконечной звезды. Бордюрный материал для них самый разнообразный, и в первую очередь это камень или кирпич. Заполняются цветами с добавлением кустарников и небольших деревьев.

Травяной газон ухожен, если он аккуратно пострижен. При регулярной стрижке трава становится гуще, не поддаётся вытаптыванию.

Планировка газонов и цветников на участке

Она радует красотой, а также великолепно контрастирует с посаженными деревьями, кустами, разбитыми цветниками и клумбами. Когда появились газонокосилки, ухаживать за ней стало проще, а выглядеть она стала ещё привлекательнее.

Мавританские декоративные лужайки бывают двух видов: одноколерные и пестроцветные, засеянные смешением многолетних и однолетних трав, таких как овсяница красная, полевица, тимофеевка луговая.

Весной после схода снега территорию следует граблями очистить от прошлогодних листьев и высохшей травы. Чтобы не нарушить рост и цветение дикорастущих растений, стригут такой газон поздней осенью, когда отойдут цветы и созреют семена. Травяные партерные газоны предназначены вовсе не для того, чтобы на них играли дети, устраивались пикники, валялись отдыхающие. Их создают для любования на участках строгого классического декора, поэтому они должны быть без малейшего изъяна.

Подготовка почвы, а также устройство дренажной системы для них должна быть качественной, в соответствии с разработанной технологией. От этого возрастает стоимость их устройства и дальнейшей эксплуатации. Иногда на отведённой территории выращивают один вид цветов: розарии, георгинарии, гладулярии. Арабески – это цветники сложных орнаментальных и абстрактных форм, или изображающие насекомых, птиц, животных.

От них отличаются модульные группы, состоящие из строгих заполненных цветочной растительностью геометрических фигур и мощёных дорожек для прогулок. По краям аллей в один ряд или даже в пять полос высаживается цветниковая рабатка. Великолепны японские каменные сады. Их основные элементы – большие валуны, обросшие мхом, и расположенные на песчаных или гравийных площадках. Травяные газоны, невысокие кустики с плотной листвой дополняют ландшафт отдельными островками.

Классический японский каменный сад

Необычным цветником выглядит рутарий – композиция из растений, центральной деталью которой является пень с разветвлёнными корнями, коряга или толстая сухая ветка. Чтобы придать загадочности в укромных местах ставят фигурки сказочных гномов.

Альпийские горки – это цветники, которые своими руками разбивают при наклонной поверхности, имитирующие горный рельеф с использованием камней, цветов и карликовых деревьев.

Читать еще:  Выращивание зелени в теплице зимой на продажу

Такие же элементы содержат рокарии. Им наклон территории необязателен, а некоторые их участки имеют чётко очерченные границы и заполнены песком или каким-либо цветным материалом. Дизайнерам нравится также оформление ландшафта с использованием габионов – цветочных клумб из сплетённой сетки.

ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЛАНДШАФТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СТИЛИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Ландшафтная композиция

Понятие о ландшафтной композиции. Слово «композиция» с греческого переводится как гармоничное соотношение частей. При этом архитектурная, в том числе ландшафтная, композиция, в отличие, например, от музыкальной или живописной, должна решать функциональные задачи на художественном уровне. Именно поэтому в основе ландшафтной композиции лежат рекреационно-демографические, санитарно-гигиенические, природоохранные и эстетические требования. Художественно осмысленный ландшафт должен создаваться на разных уровнях:

  • • планирование, т.е. организация среды обширных территорий;
  • • создание конкретных объектов — от системы озеленения города

до отдельных парков, скверов;

• разработка деталей ландшафтного объекта.

Особенности ландшафтной композиции. Отличительная особенность произведений ландшафтного, в том числе садово-паркового, искусства — это гармоничное сочетание природных и искусственных компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, водоемы и зеленые насаждения. Искусственные компоненты — дорожно-тро-пиночная сеть и различные сооружения, от крупных зданий до деталей покрытий и оборудования.

Все названные элементы можно разделить на две группы: неизменяемые (принимаемые за основу композиции) и направленно изменяемые (проектируемые). Природные условия — климат, гидрография местности, преобладающий тип ландшафта. Условия освещенности — основа ландшафтной композиции любого масштаба. Кроме того, определяющими являются крупные формы рельефа, обширные водоемы и лесные массивы. В городах и агломерациях градостроительные факторы — плотность и этажность застройки, взаимное размещение жилых, промышленных и озелененных территорий, численность населения — наравне с природными условиями являются основой ландшафтной композиции. Из искусственных компонентов как исходные часто принимаются крупные транспортные магистрали, сложившаяся система дорог и крупные общественные здания, проектирование которых выходит за рамки деятельности специалистов по озеленению.

Другая важная особенность ландшафтной композиции состоит в том, что она подвержена непрерывному изменению в зависимости от природных, биогенных и антропогенных факторов. Результат антропогенных преобразований меняет не только композицию, но и сами условия развития ландшафта. В зависимости от человеческой деятельности меняется использование территории, рекреационная и экологическая нагрузка на природную основу. Поэтому создание ландшафтной композиции должно стать целенаправленным изменением ландшафта для обеспечения комфортной и целесообразной среды жизни человека.

Принципы построения ландшафтной композиции и ее восприятие.

Выразительность ландшафтной композиции зависит не только от ее собственных качеств, но и от особенностей ориентации человека в ландшафте, возможностей его зрительного восприятия. Выделение главного элемента, подчиненных деталей и нейтрального фона — основное правило построения композиции. Центры, основные и второстепенные доминанты, локальные акценты и фон составляют архитектурно-пространственную структуру парка или сада. Сложность этой структуры зависит от назначения объекта, особенностей функционального зонирования территории, рельефа и размеров участка.

Доминанты сами по себе выражают некую идею — основу художественного образа парка или сада. Такой доминантой может быть искусственное сооружение в ландшафте (стадион, концертный зал в крупном парке), однако чаще всего она формируется на основе естественных форм местного ландшафта — крупных форм рельефа, лесного массива, обширного водоема. Доминанты чаще всего располагаются в центре парка, организуют главный маршрут движения, воспринимаются с нескольких видовых точек.

Локальными акцентами становятся малые архитектурные формы — беседки, мостики, лестницы, скульптура; они подчеркивают завершение аллей, центры отдельных площадок.

Фон позволяет создать нейтральные паузы в композиции, подготовить зрителя к восприятию доминанты или акцента и при этом сохранить эффект неожиданности, который делает осмотр парка или сада увлекательным.

Сочетание элементов композиции может быть построено по законам контраста или нюанса.

Контраст — это такое сопоставление элементов, при котором различия по определенному признаку доведены до противопоставления. Признак этот должен быть легко определим и понятен — например, форма или ажурность кроны растений, фактура поверхности, цвет, степень замкнутости пространства, характер освещенности участка.

Нюансное соотношение предполагает небольшие различия в том или ином качестве, когда сходство элементов по этому качеству выражено ярче, чем различие. При этом используются малозаметные переходы цвета, пластики, формы, фактуры, освещенности.

Обширное пространство парка или сада для создания упорядоченности требует введения оси. Пространственной осью часто становится основная трасса движения по парку, например центральная аллея в регулярных композициях. В пейзажных парках и крупных парковых зонах введение прямолинейной оси оказывается нецелесообразным, ось приобретает плавный изгиб, который повторяет основной прогулочный маршрут. Пространственная ось может и не совпадать с аллеей или дорогой, но являться своеобразным «зрительным коридором», связывающим самые выразительные участки ландшафта. В осевых композициях элементы должны быть так или иначе подчинены ей; существуют два принципиально различных метода организации пространства относительно оси: симметрия и асимметрия.

Симметрия предполагает одинаковое расположение равных элементов, частей или пространств относительно оси: размещение цветочных рабаток вдоль дорожки, деревьев и скульптур вдоль аллеи, расположение палисадников вдоль улицы поселка.

Асимметрия противоположна симметрии и предполагает неодинаковое размещение разнохарактерных элементов относительно оси. Красота асимметричных композиций — в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Асимметричный план парка подчеркивает особенности ландшафта и сооружений в нем, обеспечивает наилучший обзор узлов композиции и малых форм с различных точек, позволяет создать разнообразный прогулочный маршрут.

Все многообразие пространств парка или сада может быть описано с помощью различной степени замкнутости, от полностью открытых до абсолютно замкнутых участков. Степень замкнутости пространства зависит от геометрической конфигурации границ, их высоты и расстояния зрителя до них. В замкнутых пространствах преобладают объемные крупномерные элементы — высокоствольные зеленые массивы, здания и сооружения, перекрывающие линию горизонта. В парке или саду замкнутые пространства образуют ареалы тени. Открытые пространства образованы обширными плоскостями: лугом или газоном, гладью водоема, замощенной площадью или цветочным партером. В открытом пейзаже зрителю раскрываются широкие перспективы до самого горизонта, обширные освещенные солнцем участки. Особую группу составляют разреженные пространства, в которых отдельные объемные элементы не препятствуют сквозному просмотру. Примером такого пространства является березовая роща.

В зависимости от условий осмотра различают плоскостные, объемные и пространственные композиции.

Плоскостная композиция полностью оценивается с одной стационарной точки зрения или с оси движения, направленной прямо на нее. Фронтальная композиция — разновидность плоскостной, она также развивается в одной плоскости — вертикальной; таковы, например, приемы вертикального озеленения, цветочное оформление фасадов зданий, памятников и мемориальных досок, многоярусные миксбордеры вдоль стен сооружений.

Объемная композиция рассчитывается на круговой обход, восприятие ее с нескольких точек должно быть разнообразным.

Пространственная композиция предполагает обязательное движение вглубь. При этом движении возникают разнообразные зрительные впечатления, сменяющие друг друга, просматривается система последовательных контрастов по степени замкнутости, освещенности, цветовой среде пространств. Детали ландшафтной композиции — парка, сада, бульвара, сквера, зоны отдыха — могут быть расценены как плоскостные или объемные. Весь ансамбль при этом является композицией пространственной.

Построение ландшафтной композиции и ее восприятие во многом зависит от особенностей человеческого зрения. Вблизи мы видим фактуру и текстуру поверхностей, мелкие детали, особенности строения листа и ветвей растения; по мере удаления от объекта определяющими становятся крупные членения формы, силуэт, выраженные цветовые пятна.

Важнейшую роль в ландшафтной композиции играют особенности восприятия человеком цвета и света, которые неотделимы друг от друга. Связь явлений цвета и освещенности отражается в понятии цвето-световой среды ландшафта: это совокупность климатических и погодных условий, рельефа местности, цвета и светоотражающих свойств покрытий и строений, цвета листвы деревьев, кустарников и травянистых растений. Цветовое оформление строится на основе чистых — спектральных — цветов. Для ландшафтной композиции в целом важна не только окраска цветов, плодов и листвы растений, но и цвет сооружений, малых форм, покрытий, садового декора. С помощью цвета в ландшафтной композиции можно создать цветовые акценты в самых значимых участках, ввести определенную психологическую взаимосвязь пространств, задать ритм в восприятии пространства.

Цельность восприятия ландшафтной композиции обеспечивается выдержанным стилем. Стиль связывает воедино разнообразные приемы преобразования рельефа, водоемов и водных устройств, насаждений, принципы трассировки дорожно-тропиночной сети, характер сооружений и малых форм.

Для современных объектов ландшафтной архитектуры, особенно объектов большой площади, трудно ввести однозначную стилистическую классификацию. В основу одной из современных классификаций положена цель, для достижения которой производится изменение существующего ландшафта.

Первый принцип — требования утилитарного использования: выращивания урожая, строительства, организации отдыха населения. Такой подход лежит в основе древнейших известных исторических садов, их решение определялось логикой системы орошения или стабилизации рельефа. Утилитарные требования лежат в основе современных зон отдыха, разнообразных сельскохозяйственных ландшафтов, индивидуальных садово-огородных участков.

Вторым принципом решения территории может быть соответствие конкретному существующему ландшафту и логике его развития, сохранение его своеобразия. В этом случае архитектурно-планировочная структура и ландшафтная организация объекта основываются на особенностях исходного ландшафта и четком зонировании территории по характеру использования. По этому принципу построены пейзажно-реалистические парки XIX в., современные национальные парки, заповедники и заказники.

Третий принцип — соответствие определенной мировоззренческой или эстетической «программе», философским представлениям о взаимоотношениях человека и природы. По этому принципу построены многие французские и итальянские регулярные сады Возрождения и барокко, английские пейзажные сады классицизма, пейзажно-романтические парки русских усадеб, современные мемориальные парки и абстрактные сады. С этим принципом чаще всего и связывают понятие стиля.

Читать еще:  Декоративные коряги в саду

Стили ландшафтных композиций. В компоновке пространств всегда параллельно существовали два направления: регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное, которые никогда полностью не исключали друг друга. Не являются они и полярно противоположными, поскольку отражают представление о красоте природы — преобразованной или не преобразованной человеком. Несколько условно выделяют регулярный, нерегулярный и смешанный стиль.

Регулярный стиль предполагает прямолинейную или лучеобразную трассировку дорожно-тропиночной сети с пересечениями, которые отмечены площадками, малыми формами или насаждениями. Рельеф регулярного сада — плоскостной или оформлен в виде террас с подпорными стенами различной высоты. Большую роль играют открытые поверхности газонов и цветников строгой геометрической формы. Водоемы регулярного сада имеют круглую, квадратную, прямоугольную или многоугольную форму, часто зеркальные водоемы дополнены фонтанами или каскадами. Насаждения предполагают искусственное формирование крон, представлены зелеными стенами или геометрическими формами, зелеными кабинетами-боскетами, линейными посадками деревьев и кустарников вдоль аллей. Доминантой регулярного парка часто является крупное здание — дворцовое, административное, зрелищное.

Нерегулярный стиль основан на имитации природного ландшафта с выявлением его живописности. Дорожки и тропы нерегулярного парка имеют живописные очертания, прокладываются в соответствии с рельефом и по самым композиционно выигрышным маршрутам. Рельеф сохраняется в первоначальном виде или усиливается путем создания насыпей или выемок естественных очертаний. Водоемы пейзажного парка — естественные (озера) или искусственные, но имитирующие природный прототип (пруд, ручей, каскад). В основе насаждений — группы и массивы, подобранные по цвету и форме кроны, динамике роста; большое внимание уделяется одиночным посадкам декоративных пород. Фоном для них является поверхность газона или луга с массивами цветов, имитирующими естественные. Архитектурные сооружения и малые формы активно включаются в ландшафт, но не главенствуют в нем.

Возможно и сочетание в пределах одной композиции регулярных и нерегулярных приемов — смешанный стиль. Например, прямая основная аллея парка контрастирует по начертанию с живописными прогулочными тропами. Нерегулярно решенные зеленые массивы могут смягчить жесткость геометрической планировки дорожек и водоемов. В пределах одного объекта могут соседствовать участки геометрические и живописные, например регулярная входная зона с живописными полянами для прогулок в парке.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА

Что такое ландшафтное искусство? В названии данного пред­мета отражено его своеобразие: приложение особых приемов обла­гораживания, сохранения и улучшения, к ландшафтам во всем их разнообразии. Весь набор таких специфических приемов — это кон­кретные научные разработки и широкая многовековая мировая практика, поэтому комплекс таких приемов и уровень их исполне­ния рассматриваются в рамках особого вида искусства. Ландшафт­ное искусство сформировалось на основе целого ряда наук, вобрав в себя многие их установки и позиции. Оно продолжает развивать­ся на такой базе вместе и во взаимосвязи с родственными науками. Каковы же цели, задачи и объекты приложения ландшафтного ис­кусства? Ответ на эти вопросы определяет своеобразие данного предмета, показывает его существо. Обобщенно ответить на. постав­ленные вопросы следует так: главной целью ландшафтного искус­ства является облагораживание всей Земли, буквально всех ее угол­ков во всех природных зонах — от тундры, лесов, лугов, степей до пустынь и тропиков, — на всех континентах, создание здоровой, эс­тетической среды для нормальной жизни человека; эта цель опре­деляет и конкретные задачи на данном поприще деятельности: ре­шение экологических, сельскохозяйственных, эстетических вопросов. Отсюда следует, что специалисты ландшафтного искусства всегда имеют дело с природой, природными объектами, а именно с ком­плексами природных факторов, составляющими среду обитания всего живого на Земле, и растительностью, природной и культур­ной, во всем ее разнообразии. Объектами ландшафтного искусства являются вся земная поверхность с внутренними водоемами, а так­же побережье и прибрежная зона морей и океанов, то есть все про­странство, где живет и бывает человек. Детализируя это обшир­ное и разнообразное пространство, можно разделить его на три основные составляющие части: населенные пункты; сельская мес­тность; природные объекты (все виды ландшафтов). Судя по объектам, ландшафтное искусство по масштабности приложения совпадает с географией, экологией и некоторыми другими науками о Земле. Однако далее будут показаны его особенности. Как же реализуется и в чем выражается ландшафтное искусство на своих объектах? Первое — это привнесение природы, как естественной и здоровой среды для жизни людей, в населенные пункты, то есть озеленение и обводнение их, выполненные в соответствии с требо­ваниями эстетики. Сюда входят парковое дело, озеленение жилых кварталов (дворов, домов, улиц), всех обслуживающих, промышлен­ных и транспортных учреждений и предприятий, а также магистра­лей (дорог) между населенными пунктами. Второе — это окульту­ривание всех сельских и сельскохозяйственных объектов: поселков, деревень, усадеб, хуторов и всей площади сельскохозяйственных угодий, всего землепользования (полей, лугов, лесов, дорог), то есть привнесение эстетики и культуры на сельские территории. Третье — это изучение, охрана природы и организация культурного отдыха людей на базе национальных парков и других охраняемых и запо­ведных природных объектов. Соответственно, ландшафтное искус­ство подразделяется на три части: озеленение городов и всех на­селенных пунктов; окультуривание сельскохозяйственных территории; заповедное дело_.. Заповедное дело имеет отношение к национальным паркам и прочим охраняемым природным объектам. Далее будут рассмотрены более подробно градация и классифика­ция этих основных частей ландшафтного искусства. Общие, гло­бальные установки ландшафтного искусства таковы: на Земле не должно быть неиспользуемых территорий. Всякая малая или боль­шая площадь должна быть употреблена или для труда и получе­ния средств для жизни, или для отдыха, или для науки, изучения природы. Это и есть три главных вида использования человеком земельных угодий или объектов природы. Ландшафтоведы и спе­циалисты-практики ландшафтного искусства считают, что в перс­пективе должны быть окультурены на основе современных науч­ных достижений не только сформированные человеком зоны и площади, но и нетрадиционные для жизни и деятельности места обитания: в пустынях — путем их обводнения, в горах — путем постройки дорог и удобных мест для жизни и труда, во льдах (в частности, в Антарктиде) — путем постройки благоустроенных крытых поселений. Некоторые из этих задач выглядят фантасти­ческими, но рост населения земного шара, постоянное увеличение потребностей людей приведут в будущем к необходимости реше­ния таких задач. Они должны будут претвориться в реальность на Земле, и лишь после этого человечество окажется готово к прак­тическому решению задачи расселения в космосе, в околоземном пространстве, о чем писал в своих трудах в первой половине XX в. К. Э. Циолковский. Ландшафтное искусство должно помочь людям осуществить мечту о рае на Земле, сделать жизнь полноценной и счастливой. Но пока до этого далеко. Люди не научились жить мирно и беречь свой дом — природу, жить в нем культурно и бе­режливо. Оценивая результаты производственной деятельности людей в нашей стране в XX в., Николай Шмелев в статье «Интел­лигенция и реформы» в журнале «Знамя» (№ 2, 1998 г.), писал: «. загубленные реки, изуродованные земли, многочисленные про­мышленные монстры, не производившие ничего, кроме гигант­ских завалов бесполезного оружия. Все это было не для человека, это было против человека». Поэтому в начале XXI в. особенно акту­альны мысли и планы, касающиеся благоустройства земли. В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро провозгласила новую стратегию мирового раз­вития — стратегию устойчивого развития (Sustainable development). Практика деятельности человечества в XX в. оценена как- ведущая людей к глобальной экологической катастрофе. Поэтому необходи­мо обязательно и быстро перейти к новой модели устойчивого раз­вития мира, обеспечивающей выживание человечества. В России в XX в. после многочисленных стратегических просчетов в разных отраслях хозяйства особенно важно придерживаться стратегии, га­рантирующей выживание народа и сохранение природы (окружаю­щей среды). Эти идеи закреплены в «Концепции перехода Россий­ской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Концепция рекомендует перейти к сбалансированному решению социально-экономических за­дач и проблем сохранения благоприятной среды и природно-ресурсного потенциала для нынешнего и будущих поколений россиян.

Подобные идеи были высказаны еще великим нашим соотечественником — академиком В. И. Вернадским, создателем учения о биосфере, «сфере разума» на Земле, где действует человек разумный в гармонии с природой, с пониманием законов ее развития, с сохранением здоровой природной среды для себя и всего живого. Очевидно, что Владимир Иванович Вернадский уже полвека назад реально создал фундамент современной концепции устойчивого развития. Однако пока цивилизация с современным человеком «разумным» движется к катастрофе, которая, по мнению ряда ученых, может наступить уже в 2030 г. А пока глобальная катастрофа не наступила, человек моделирует ее фрагменты то в одном, то в другом регионе Земли, но практически постоянно, «тренируясь» в деле уничтожения рода человеческого в локальных войнах и конфликтах.

Система отношений человеческого общества с природой все еще в целом является системой с положительной обратной связью, что характеризует эту систему как саморазрушающуюся и теряющую устойчивость.

Задача действительно разумного человека заключается в том, чтобы перейти к устойчивому развитию, то есть к системе взаимоотношений «обществоприрода» с отрицательной обратной связью, означающей, что чем больше мы развиваемся, тем меньше портим и уничтожаем природу. Такая система обеспечит соразвитие человечества и биосферы.

В этом общем деле одно из важных и почетных мест вместе со многими науками о природе занимает наука о ландшафтном искусстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector