7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История топиарного орнаментального садового искусства

История топиарного (орнаментального садового) искусства

Те, кто уже знаком с регулярными садами, наверняка знают, что означает термин топиари, топиариа или топиарное искусство.

А для тех, кто впервые об этом слышит, поясним, топиари – это искусство формирования различных фигур, форм из деревьев и кустарников путём художественной стрижки.

Topiaria в латинском языке означает – орнаментальное садовое искусство. Отсюда topiarius – садовник, человек, ухаживающий за топиарным садом. Корни этого термина имеются и в древнегреческом языке, τόπος — место. А это значит, что топиарное искусство зародилось в глубокой древности.

С древних времён

Впервые об орнаментальном садоводстве упоминается в древнеримских документальных источниках, датированных 38 г до н. э. В документах описаны итальянские виллы, украшением которых были зелёные фигуры животных, птиц, вазонов, кораблей, а также человеческие фигуры, созданные из кустов самшита.

Но в Римскую империю этот тип ландшафтного искусства попал предположительно из Персии и Древнего Египта. Когда Римская империя начала завоевание Ближнего Востока, римляне пригнали множество рабов из Сирии, Персии, Палестины и Египта.

Среди них были и мастера, владеющие техникой фантазийной стрижки, которые стали садовниками Цезаря и других знатных особ. А впоследствии они начали передавать свои знания ученикам.

Дом Веттиев в Помпеях. Вторая половина I века

Постепенно Римская империя расширяла свои границы и в каждую страну она привносила какие-то элементы своей культуры и традиций. Так фигурная стрижка распространилась по всей Европе.

А после падения империи искусство топиари надолго скрылось за стенами монастырей, где монахи создавали топиарные сады для своих медитаций.

Внешний вид этих садов говорит о том, что для монахов топиарная стрижка имела в первую очередь утилитарное значение – они формировали из кустарников плотные защитные ограждения. Однако это им не помешало сохранить для потомков все секреты фигурной стрижки.

Возрождение топиари

Лишь спустя многие столетия моду на топиари возродила эпоха Ренессанса (XIV-XVI века). «Дизайнеры» того времени стали повсеместно использовать стриженые фигуры для украшения прогулочных парковых аллей.

А знатные итальянские семьи, облагораживая свои виллы, платили огромные суммы за доскональное изучение монашеских рукописей и создание по ним топиарных фигур.

Фигуры встречались самые разнообразные, даже изображающие животных и людей. Но всё-таки большинство их приняло геометрические формы: шара, куба, пирамиды и т.д.

Это объясняется тем, что в эту эпоху в Европе случился расцвет регулярных парков, поэтому присущая им геометричность распространилась и на формы стрижки растений. Самый знаменитый пример подобного парка – Версаль.

Модное направление не обошло и Россию, хотя появилось с опозданием – во времена правления Петра I (конец XVII-начало XVIII века). Пётр I отправил своих садовников в Европу учиться заграничному мастерству.

Вернувшись в Россию, они принялись облагораживать петербургские сады. Но заграничные деревья и кустарники не были приспособлены к российским морозам, и садовникам пришлось искать им замену среди отечественных культур.

Александр Бенуа (1870-1960). Петр Великий и его окружение в Летнем саду

Недолгое забвение

А тем временем в Европе стали появляться противники, критики искусственно созданной природы, которые стали обвинять топиарных мастеров и всех, поддерживающих это искусство, в издевательстве над растениями. В результате регулярные сады, содержащие шедевры топиарного искусства, стали постепенно превращаться в пейзажные сады.

Однако топиари было забыто ненадолго. Уже с конца XVIII века фигурная стрижка растений вновь стала набирать обороты и всё больше и больше привлекать любителей живых изгородей, бордюров и оригинальных зелёных фигур.

С новой силой интерес к топиари вспыхнул в Англии после создания парка Мон Плезир в графстве Дербишир. А к XX веку появились уже новые топиарные шедевры, формировавшиеся на протяжении 40 лет! Это сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир.

Хидкот Мэнор. Фото 1 Сад Хидкот Мэнор в графстве Глостершир. Фото 2

К сегодняшнему дню

В конечном итоге, пережив все взлёты и падения, топиарное искусство не потеряло актуальности, а наоборот, набирает популярность, несмотря на то, что на дворе век высоких технологий.

С какого-то момента оно перестало зависеть от переменчивости моды и общественных взглядов, и стало жить своей жизнью, развиваясь и формируя новые направления. А какие именно, вы узнаете в следующих статьях:

История топиарного искусства

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.
А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.
Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.
С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.
После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.
Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.
Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др.
В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.
Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.
Прогрессивные садоводы оформляли дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями, узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

Сегодня…
В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.
Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует – пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.
Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками.
Самыми подходящими растениями для топиари будут компактные медленно растущие хвойные и лиственные деревья и кустарники, имеющие мелкие и многочисленные иголки или листья. Наиболее часто используются тис и самшит (только учтите, что оба они ядовиты). Благодаря ярким ягодам и осенней окраске листьев нарядно будут смотреться барбарис, кизильник и остролист (падуб). Очень благородный вид у туи, лавра, оливы, плакучей ивы и кипариса. Для нашей полосы подойдут устойчивые к холодам боярышник и бирючина обыкновенная. Может использоваться и сосна, но это подвластно только настоящим профессионалам.
Самые популярные формы растений в топиарном искусстве – стриженые стены, бордюры, живые изгороди и разнообразные фигуры. Стриженые растения в саду делают сад ухоженным и опрятным и формуруют позитивное мнение о владельце участка. Конечно, такие композиции требуют повышенного внимания и тщательного ухода, поэтому лучше всего прибегать к помощи специалистов. Лучше всего поддаются формировке вышеуказанные туя, граб, самшит, тис, дерн, барбарис и боярышник. Хвойные деревья более привлекательны, так как даже зимой они будут радовать вас своими необычными, ярки формами и зеленым цветом.
Еще больший эффект будут производить стриженые растения, если у них будет различная окраска листвы. Одним словом, в данном искусстве основным ограничением является только фантазия дизайнера, так как возможностей просто море. Наиболее декоративно выглядят разбросанные по саду формы животных. Создать их сложно, зато результат будет ошеломляющим.

История топиарного искусства в россии. Содержание

Популярные материалы

Today’s:

История топиарного искусства в россии. Содержание

Глава I. История топиарного искусства

1.1 История топиарного искусства в Европе

1.2 История топиарного искусства в России

1.3 Современное топиарное искусство

Глава II. Оборудование и инструменты

Глава III. Растения используемые в топиарном искусстве

Глава IV. Приемы стрижки в топиарном искусстве

4.1 Требования к стрижке

4.2 Техника выполнения

4.3 Фигурная стрижка

4.4 Живые изгороди

Глава V. Классификация регуляторов и их влияние на растения

Читать еще:  Бабочка белокрылка на листьях томата

Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует — пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников — топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. В городском озеленении топиарное искусство практически отсутствует, можно сказать не применяется, да и правильный уход за растениями осуществляется неквалифицированными работниками. Топиарное искусство в России претерпевает новый виток интереса у ландшафтных архитекторов, и выходит за рамки привычного «дворцового» стиля. Сейчас уже можно говорить о том, что городское озеленение непременно должно включать формованные стриженые деревья и кустарники. Геометрические формы в сочетании со свободными композициями упорядочивают ландшафт, придают новое эстетическое понимание городского пейзажа.

Глава I. История топиарного искусства

Topiary — топиари, топиарное искусство — орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Английское слово «topiary» происходит от греческого topos (место), и, таким образом, имеет тот же корень, что и «топоним», «топография», «утопия». Уменьшительной формой существительного topos было слово topia/topion, означавшее традиционную тему в риторике, общее место, речевое клише.

В латинском языке это уже слово — topiarius;-a; -um;- (прил) — принадлежащий к орнаментальному искусству. Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возникновение искусства топиари связано со временами Римской империи. Согласно трудам Плиния-старшего, первое аккуратно подстриженное деревце создал придворный Цезаря по имени Калвена. Очень скоро растения-топиари стали популярными на римских виллах, где с их помощью создавались затейливые ландшафты из животных и геометрических фигур. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.

Искусство топиари. Топиарное искусство.

Сегодня все популярнее становится ландшафтное искусство топиари, забытое на более чем 400 лет. Топиари определяется как искусство стрижки крон деревьев с целью придания им декоративных форм. С помощью топиарного искусства можно создать индивидуальный стиль сада, который будет сочетать различные великолепные природные композиции.Несмотря на то, что пик популярности топиари припал на семнадцатый век, искусство придания геометрических форма деревьям уходит своими корнями в Деревний Египет и Персию. Предпочтение отдавалось сочетанию внешней формы и функциональности. Таким образом, получили распространение симметрические геометрические сады, фонтаны, а также аккуратно подстрижены кусты. Вспомним, что популярность создание геометрических садов воплотилась в величайшем произведении древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Так и зародился стиль, считающийся в сегодня исключительно британским.В искусстве топиари различают различные стили – от классики до авангарда. Основными элементами топиари являются пирамиды, шары, конусы, арки. Несмотря на свою простоту, они ассоциируются с благородством королевских садов. Но, преимущественно, в искусстве топиари используют контуры человека и животного, чтобы подчеркнуть связь людей с природой.Процесс выращивания топиари очень долгое занятие. Например, чтобы сформировать форму куста самшита, необходимо чтобы он достиг возраста 30 – 40 лет. Но и после не получиться желаемого результата. Художественный замысел проявится тогда, когда куст отрастет.Несмотря на достаточную сложность топиарного искусства, офисы компаний по созданию топири завалины заказами. Так как, каждый стремиться к оригинальному и индивидуальному декорированию зеленых насаждений.

Самшит топиарное искусство. Парк Топиер в Дюрбюи

За окном весна. Начинается новый туристический сезон. Может кто-нибудь из вас поедет в Бельгию, ведь здесь есть что посмотреть.

Одной из достопримечательностей Валлонии, одного из трёх регионов Бельгии, является парк Топиер в маленьком городке Дюрбюи. Здесь проживает всего 300 жителей, и туристический бизнес является здесь основным средством дохода.

Сразу же как подъезжаешь к стоянке, открывается красивейший вид на замок Дюрбюи. Замок находится в частном владении. И вход туда запрещён. Остаётся любоваться издали.

Так чем же примечателен этот парк Топиер. Немного истории .

Слово Topiarus имеет римские корни, в переводе означает садовник. Хотя считается, что родиной искусства топиеров является Персия и древний Египет. Ars topiaria означает садовое искусство . На английском пишется topiary , на франзузком art topiaire. История этого вида искусства топиари — декоративной стрижки деревьев насчитывает тысячелетия. На египетских могильных памятниках, персидских миниатюрах и римских фресках изображены растения, которым придана особая форма. В Рим искусство создания фигур методом фигурной стрижки кустарников и деревьев доставили египетские рабы.

В период римской империи был заведён такой порядок, во всех садах и огородах при монастырях вокруг грядок с овощами и пряными травами были протянуты низкие живые изгороди из стриженного кустарника.

В эпоху возрождения этот вид садового искусства более оживился. В архитектуре замков и земельных владений к ним прилегающих, стали использоваться геометрически выстриженные терассы и лабиринты. Клумбы с цветами выглядели как картины в ценной рамке. В центре картины зелень и цветы, а рамка выполнялась из самшита, лаванды, вермута. Примером этой эпохи явилось оформление замка Вилландри. Его сад был искуссно выполнен в виде живой изгороди из кустарника с чередующимися в определенном порядке «вырезанными» сердцами, бабочками, масками и стрелами. Он так и называется садом любви.

Начиная с начала 17 века придворный архитектор одного из замков разрабатывает план парка в стиле барокко . Это стало неотъемлемой частью общей концепции архитектурного оформления замка. Новый стиль быстро распространился по всей Европе. В этом стиле выполнен сад Версаля . Граб, самшит, камень, древесина и вода — из этих живых и неживых материалов создавались геометрические формы. А разноцветные орнаменты из растений, их называли вышивками, были настоящими шедеврами садового искусства.

Один из замков во Франции, где используется искусство топиари, наши дни :
В середине 19 века было изобретено новое направление в искусстве топиари . Стали использовать металлический каркас, внутрь которого высаживалось растение.

Например такой — в форме белочки.

Растение растёт, заполняет форму. Остаётся только подстригать растение, согласно контурам этой формы.

В качестве исходного материала используются пряморастущие вечнозелёные кустарники со множеством небольших плотных листьев, например, самшит, тис, остролит, кизильник, туя, граб, бирючина…

Чаще использующимся деревом(кустарником) топиари является самшит.

А здесь немного о самшите:

Сейчас это интереснейшее направление в ландшафтной архитектуре так и называют топиари.

Вернёмся к парку. Топиари парк в Дюрбюи был создан по инициативе супругов Navez. Сначала А.Navez купил несколько декоративных кустов, начал экспериментировать. Поначалу это было просто хобби. Затем оно переросло в дело всей жизни. Топиари парк со скульптурами, выстриженными из растений, был открыт в 1997 году. Словно в сказке здесь живут 250 «скульптур», это и реальные люди и выдуманные персонажи. Основным «материалом» служит самшит. Он растёт очень долго и поэтому некоторым фигурам из самшита больше 50 лет.

На входе нас встречает вот такая фигура человека.

Здесь расположилось множество фигурок зверей. Правда высота такой фигурки достигает иногда нескольких метров. Так на следующей фотографии на дальнем фоне можно увидеть (если приглядеться) фигуру слона. Высота «слоника» около четырёх метров.

Всадники, правда с головами…

Белочки, словно живые…

Красиво — не правда ли ?

А здесь расположилась фигура купающейся женщины. Она здесь и правда словно купается в лучах солнца.

И даже Памела Андерсон примостилась здесь под зонтиком.

«Ах какая женщина!» Стоит показать её крупным планом:

Вся экспозиция находится на открытом воздухе. Многие приезжают сюда с детьми, здесь для них раздолье, если конечно с погодой повезёт.

Шаблоны для стрижки кустов. Стационарные шаблоны

Усложненные формы — скульптуры или ступенчатые фигуры — выращиваются, как правило, с помощью стационарных шаблонов. Обычно шаблон, изготовляемый из стальной проволоки или стальных прутьев, соединяется с растением и остается в этом положении в течение нескольких лет, пока растению с его помощью не будет придана необходимая форма. Но и потом шаблон зачастую не удаляется. Если побеги и листва растения полностью покрывают шаблон, то он уже не мешает зрительному восприятию. Если же некоторые его части не заросли и остаются на виду, следует попытаться удалить по крайней мере эти видимые элементы. Необходимо иметь в виду, что при последующих работах по обрезке из-за присутствия шаблона можно повредить режущий инструмент.

При создании сложных форм, таких как корзина, помогают стационарные шаблоны, остающиеся на растении

На ручке этой корзины частично виден стационарный шаблон, пока еще не полностью закрытый листвой

В зависимости от размеров шаблона диаметр используемой проволоки должен быть от 1 до 4 мм. Чтобы проволока не ржавела, она должна быть оцинкованной. В местах сопряжения проволоку необходимо паять, сваривать или же соединять с помощью обмоточной проволоки с изоляцией. Обычно шаблоны изготовляются на месте. Умеющие обращаться с инструментом садовники мастерят их самостоятельно. Однако существуют и специализированные предприятия по изготовлению шаблонов для фигурной стрижки растений.

Топиари — зеленое искусство

Стадо зеленых слонов притаилось на фоне яркого газона и кустарников. В тени расположились упитанные пляжники, щедро покрытые зелеными листьями… Это не сон и не бред. Это — примеры топиарного искусства, фигурной стрижки деревьев и кустарников, одного из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры.

1. Topiary — [tö’pi-er’i] — узорные или выдуманные фигуры для ландшафта, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Английское слово «topiary» происходит от др.-греч. τόπος — место.

2. В латинском языке это слово — topiarius — a; -um; — (прил.) -относящийся к орнаментальному искусству. Topiarius — ii; -m; — (cущ), — топиариус — садовник. Topiaria — ae; — (ж.р) — топиариа — подразумевается орнаментальное искусство.

3. Топиар — начавшееся в древности искусство фигурной стрижки деревьев и различных кустарников, придание растениям различной формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т. п. Топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius — садовник ландшафтного орнамента.

5. Процесс создания таких скульптур многолетний, очень кропотливый и трудоемкий, ведь «воспитывать» этих зеленых «аккуратистов» надо сызмальства, постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры — более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний.

6. Оригинальной новинкой в ландшафтном искусстве являются растения, специально сформированные в виде арки (из граба или тиса). Две половинки арки высаживают друг напротив друга, а вершины растений связывают. Так может получиться живая пергола, а если половинки арок высадить по кругу, то выйдет замечательная беседка. Особым видом топиарного искусства являются бонсаи. Восточные мотивы сейчас довольно популярны в Европе. Бонсаи уместно размещать в японских садиках или как одиночное, акцентное растение. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальный номер и цену.

Читать еще:  Как выращивать грибы в теплице круглый год

7. Упоминание об искусстве фигурной стрижки деревьев уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Симметричные сады с мощенными камнем дорожками, роскошные фонтаны, декоративные кусты, тисовые изгороди и замысловатые зеленые лабиринты… В Вавилонском царстве топиарное искусство вдохновило мастеров на создание одного из семи величайших чудес древнего мира – знаменитых висячих садов Семирамиды. А садовники Древнего Рима сооружали чудесные сады, огороженные зелеными изгородями, населяя их диковинными существами из самшита. Родоначальником искусства топиари (от лат. topia — фреска с изображением ландшафта, topiarus – садовод; от греч. topis — усадьба.) как такового считается Кней Матий (Gnaius Mattius), друг императора Августа, живший в первом столетии до нашей эры.

9. История сохранила для нас описание виллы, принадлежавшей древнеримскому политическому деятелю Плинию Младшему (61-113гг. н.э.): «…вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженой изгородью. Сзади расположена аллея …в форме круга, с орнаментом из самшита в центре. …Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски появляются и исчезают, среди плодовых деревьев…»

11. Вместе с римлянами-завоевателями искусство топиари, осваивая новые зеленые ландшафты, покоряет Европу. Правда, суровое средневековье оставляет мастерам фигурной стрижки лишь территории, окружающие замки крупных феодалов и сады монастырей. Зато чуть позже, в эпоху ренессанса, практически каждый зажиточный хозяин в Италии считает своим долгом владеть изысканным садом. Фантазия итальянцев безгранична, — обыкновенные кустарники, словно по волшебству, превращаются в зеленые часовни, колоннады, фигуры животных; по зеленому парку степенно «прогуливаются» созданные из листвы кардиналы, а папа римский раздает своей пастве благословения.

13. Искусство топиари все больше набирает силу, XVII век уже известен как золотой для орнаментального садоводства. В это время по заказу французского короля Луи XIV архитектор Андрэ ле Нотр создает уникальный сад дворца Версаль вблизи Парижа, который по слухам, стоил около двух миллионов франков и стал образцом для подражания у большинства европейских монархов.

15. А в Англии увлекаются сооружением целых скульптурных композиций, вот литературное свидетельство об одной из них: «…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем» («Новый фруктовый сад» Уильям Лоусон 1618 г.)

17. Следующее, восемнадцатое столетие отмечается резким, даже болезненным протестом в адрес топиари и стремительным возвращением к естественному садовому пейзажу. Гонение на искусство фигурной стрижки доходит до крайних пределов, многие английские сады разрушаются и сжигаются. Живые изгороди и самшитовые фигурки находятся в опале целых сто лет и только в девятнадцатом веке потихоньку вновь проникают в пейзажные парки и сады европейцев. Оказывается, что два столь непохожих стиля – естественный пейзаж и фигурная стрижка могут неплохо уживаться вместе, создавая редкие эклектические садово-парковые композиции.

19. Новый виток в развитии искусства топиари происходит в Северной Америке. Именно здесь для создания зеленых скульптур впервые применены проволочные каркасы. У топиарного искусства открывается второе дыхание. Металлические конструкции для топиари позволяют добиться особой тонкости и изящества в деталях. Именно благодаря каркасам из проволоки современные мастера садового дела могут использовать растения, ранее для этого совсем не подходившие, воплощая в жизнь новые идеи и декоративные формы, а садоводы-любители, не обладающие специальными навыками, получили возможность самостоятельно создавать причудливые зеленые фигуры.

Дерево Счастья своими руками, или Из истории искусства создания топиариев

Топиарий — один из самых популярных видов творчества, доступный для каждого! Еще несколько лет назад мы даже и не слышали такого слова, а тем более уж и не встречали ни у кого дома в интерьере подобного деревца!

Топиарий, его ещё называют «Европейским деревом» или «Деревом счастья» — это распространенное украшение интерьера в европейской флористике, последнее время получившее широкое распространение и в нашей стране. Символизирует достаток и благополучие в доме.

Данная статья будет посвещена как раз этому популярному виду рукоделия.

Представляете, этому направлению уже сотни тысяч лет!

Так давайте разберемся , что это такое и откуда оно к нам пришло!

В далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. Садовники в садах римской знати создавали причудливые фигуры из кроны деревьев, кустов и полукустов. Они вырезали фигуры животных, придавали различные геоометрические формы, и строили целые лабиринты. Такие сады назывались — Топиарии. Слово «topiary» (фигурная подрезка) происходит от латинского слова для декоративного садового пейзажа — «topiaries».

Топиар — одно из старейших садово-парковых искусств. Мастера топиара могут придавать растениям различные формы, например даже архитектурных сооружений, людей и т. п.

Искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из самых древних, первое красиво подстриженное дерево топиари, согласно Естественной истории, составленной в 77 году н.э. Плинием, принадлежит придворному Цезаря Калвену. Топиарное искусство было признаком роскоши, декоративное оформление деревьев получило распространение в атриумах римских вилл. Европейский топиар берёт свое начало со времен Римской империи. В Рим топиарное искусство было привезено с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии, Сирии во время римской экспансии на Ближний Восток. В римских поселениях на всей территории империи вплоть до Британии появляются внутренние дворики и симетричные цветочные клумбы.

С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом, они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

В Европе топиарии были очень популярны в XVI — XVIII веках. Расцвет этого искусства приходился на эпоху Ренессанса, когда растительная «архитектура» практически вытеснила садовое цветоводство. В период Ренессанса в Европе стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты.

В эпоху Ренессанса возникает «Голландский стиль» — и оттуда мода на топиар с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Интересные образцы топиара можно наблюдать в Гурзуфско парке. Семнадцатый век считается пиком популярности топиари. Искусная стрижка деревьев и кустарников использовалась, чтобы подчеркнуть архитектуру и в садах регулярного стиля. В конце 17-го века Андре Ленотр спроектировал сад для короля Луи XIV с массивными орнаментальными партерами и огромными изгородями, простиравшимися на мили. Стоивший, по слухам, около двух миллионов франков сад олицетворял абсолютную власть монархии над человеком и природой. Топиарии использовались для создания длинных прогулочных аллей, лабиринтов, в виде живых изгородей, образцовые сады сохранились и до наших дней, они поддерживаются в первозданном виде — это Версаль, сады английского дворца Хэмптон Корт.

В Японии под топиаром подразумевают искусство бонсай.

Жозеф Аддисон в 1712 году в «Обозревателе» написал: «… наши британские садоводы вместо того, чтобы подражать природе, искажают ее, как только можно. Может быть, мнение мое единолично, но, что касается меня, я предпочитаю видеть дерево во всей красе, с ветками и листьями, чем подстриженное под геометрическую фигуру…»

Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В начале XVIII столетия мода на зеленые скульптуры и регулярный стиль оформления садов пришла и в Россию. Деревья и кустарники приобретали формы людей, птиц и зверей.

В начале 20 века американцы для создания топиария придумали плетеный проволочный каркас. На молодое дерево надевается каркас нужной формы, чтобы оно росло в нем, когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам делается стрижка. Такой способ подходит для людей, которые не могут много времени посвятить уходу за садом. Красивые топиарии смогут подчеркнуть или строгую архитектуру сада, или наполнить его яркими красками и создать на его территории сказочный мир.

На сегодняшний день, отмечается постоянно растущий интерес к этому искусству, особенно в странах Европы. Стриженные растения становятся все более модными и актуальными и с успехом используются в создании современных садово-парковых композиций, ведь сад с аккуратно стриженными растениями всегда выглядит ухоженно и элегантно и является предметом гордости для своего хозяина.

Сейчас топиарное искусство переживает свой новый расцвет. И не только в ландшафтном дизайне. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, также называются топиариями. Топиарий — не имитация какого-то конкретного дерева в природе (что может быть создано лучше, чем создала сама природа), это декоративная работа, в которой крона может приобретать самые разнообразные формы.
Топиарий, или «европейское дерево» служит для украшения интерьера. Это очень динамичная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Более того, топиарии часто называют «деревьями счастья» и поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок.

Проще говоря, в ландшафте — топиарий — это сложный и длительный процесс, требующий постоянного ухода и внимания к живым растениям.
В дизайне интерьеров топиарий — это небольшая композиция в виде маленького деревца с геометрической кроной. Создаются такие деревца с использованием преимущественно натуральных материалов и служат яркой деталью в украшении любого интерьера.

В зависимости от его размера и дизайна, его можно установить как на книжных полках, так и на полу; как на кухне, так и в гостиной, и даже в ванной конате. Хочется отметить, что топиарии не являются миниатюрной копией каких-либо конкретных деревьев и не претендуют на соперничество с ними. Топиарий — не копирует ни одно из деревьев, существующих в природе. При его создании возможно использование самых различных материалов и цветовых сочетаний. Для украшения декоративного деревца можно использовать цветы, кофейные зерна, ткань, сизалевое волокно, камушки, бусинки, ленточки, различные аксессуары из флористики или швейной фурнитуры. Всего не перечесть.

Это чисто декоративная вещь. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца.
Самыми популярными формами для топиариев служат шар и конус. В качестве основы можно использовать различные материалы: пенопласт, строительную пену, флористическую губку и даже бумагу. Крона топиария может быть украшена сухоцветами, живыми цветами, лентами, кусочками ткани, фисташками, зернами кофе, шишками и многим другим.

Читать еще:  Как проходит забой и разделка перепелов

Каких-либо правил и требований к внешнему виду топиарий нет. Все зависит от желаний и фантазии той волшебницы, в чьих руках рождается новое чудо. Деревце можно создать под любой интерьер.
Это отличная альтернатива горшечным растениям и цветам, а также является очень хорошим решением для тех, кто не хочет обременять себя заботой о комнатных растениях или же кому надоели «стандартные» композиции в вазах. Уход за декоративным деревцем прост — его не нужно поливать. Достаточно иногда смахнуть пыль кисточкой или сдуть её холодным воздухом из фена. Деревце лучше не ставить под прямые солнечные лучи, тем самым оградив материал от выцветания.
А для любой волшебницы это безграничная возможность фантазировать, создавать новые истории и изучать самые различные техники рукоделия.
Топарий — очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Оригинальность композции достигается несколькими ходами, «уловками». Прежде всего это конечно форма, ведь сама по себе круглая форма, форма шара интересна, и в то же время лаконична. Вторая «уловка» — это, конечно, использование в композиции сочетания нескольких цветов, порой очень ярких, и потому, привлекающих к себе еще больше внимания. К тому же, использование различных материалов, порой очень необычных по своей фактуре, иногда даже натуральных/природных, задает особый тон композиции. Третий способ придать оригинальность топиарчику, пожалуй, самый непредсказуемый, — это фантазия самого мастера, его идеи и их смелое воплощение.

Так что включайте свое воображение вместе с детишками и «растите» свое Дерево Счастья Топиарий в доме!

Представленные работы мастера Евгении Шурхаевой.

Спасибо всем, кто потратил свое драгоценное время на чтение данной статьи!

Очень надеемся, что теперь вам будет понятнее, что такое топиарий, как и зачем данные деревца делают!

И успехов вам в ваших начинаниях и творческих идей!

Дерево Счастья своими руками, или Из истории искусства создания топиариев

Топиарий — один из самых популярных видов творчества, доступный для каждого! Еще несколько лет назад мы даже и не слышали такого слова, а тем более уж и не встречали ни у кого дома в интерьере подобного деревца!

Топиарий, его ещё называют «Европейским деревом» или «Деревом счастья» — это распространенное украшение интерьера в европейской флористике, последнее время получившее широкое распространение и в нашей стране. Символизирует достаток и благополучие в доме.

Данная статья будет посвещена как раз этому популярному виду рукоделия.

Представляете, этому направлению уже сотни тысяч лет!

Так давайте разберемся , что это такое и откуда оно к нам пришло!

В далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. Садовники в садах римской знати создавали причудливые фигуры из кроны деревьев, кустов и полукустов. Они вырезали фигуры животных, придавали различные геоометрические формы, и строили целые лабиринты. Такие сады назывались — Топиарии. Слово «topiary» (фигурная подрезка) происходит от латинского слова для декоративного садового пейзажа — «topiaries».

Топиар — одно из старейших садово-парковых искусств. Мастера топиара могут придавать растениям различные формы, например даже архитектурных сооружений, людей и т. п.

Искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из самых древних, первое красиво подстриженное дерево топиари, согласно Естественной истории, составленной в 77 году н.э. Плинием, принадлежит придворному Цезаря Калвену. Топиарное искусство было признаком роскоши, декоративное оформление деревьев получило распространение в атриумах римских вилл. Европейский топиар берёт свое начало со времен Римской империи. В Рим топиарное искусство было привезено с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии, Сирии во время римской экспансии на Ближний Восток. В римских поселениях на всей территории империи вплоть до Британии появляются внутренние дворики и симетричные цветочные клумбы.

С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом, они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

В Европе топиарии были очень популярны в XVI — XVIII веках. Расцвет этого искусства приходился на эпоху Ренессанса, когда растительная «архитектура» практически вытеснила садовое цветоводство. В период Ренессанса в Европе стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты.

В эпоху Ренессанса возникает «Голландский стиль» — и оттуда мода на топиар с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Интересные образцы топиара можно наблюдать в Гурзуфско парке. Семнадцатый век считается пиком популярности топиари. Искусная стрижка деревьев и кустарников использовалась, чтобы подчеркнуть архитектуру и в садах регулярного стиля. В конце 17-го века Андре Ленотр спроектировал сад для короля Луи XIV с массивными орнаментальными партерами и огромными изгородями, простиравшимися на мили. Стоивший, по слухам, около двух миллионов франков сад олицетворял абсолютную власть монархии над человеком и природой. Топиарии использовались для создания длинных прогулочных аллей, лабиринтов, в виде живых изгородей, образцовые сады сохранились и до наших дней, они поддерживаются в первозданном виде — это Версаль, сады английского дворца Хэмптон Корт.

В Японии под топиаром подразумевают искусство бонсай.

Жозеф Аддисон в 1712 году в «Обозревателе» написал: «… наши британские садоводы вместо того, чтобы подражать природе, искажают ее, как только можно. Может быть, мнение мое единолично, но, что касается меня, я предпочитаю видеть дерево во всей красе, с ветками и листьями, чем подстриженное под геометрическую фигуру…»

Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В начале XVIII столетия мода на зеленые скульптуры и регулярный стиль оформления садов пришла и в Россию. Деревья и кустарники приобретали формы людей, птиц и зверей.

В начале 20 века американцы для создания топиария придумали плетеный проволочный каркас. На молодое дерево надевается каркас нужной формы, чтобы оно росло в нем, когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам делается стрижка. Такой способ подходит для людей, которые не могут много времени посвятить уходу за садом. Красивые топиарии смогут подчеркнуть или строгую архитектуру сада, или наполнить его яркими красками и создать на его территории сказочный мир.

На сегодняшний день, отмечается постоянно растущий интерес к этому искусству, особенно в странах Европы. Стриженные растения становятся все более модными и актуальными и с успехом используются в создании современных садово-парковых композиций, ведь сад с аккуратно стриженными растениями всегда выглядит ухоженно и элегантно и является предметом гордости для своего хозяина.

Сейчас топиарное искусство переживает свой новый расцвет. И не только в ландшафтном дизайне. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, также называются топиариями. Топиарий — не имитация какого-то конкретного дерева в природе (что может быть создано лучше, чем создала сама природа), это декоративная работа, в которой крона может приобретать самые разнообразные формы.
Топиарий, или «европейское дерево» служит для украшения интерьера. Это очень динамичная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Более того, топиарии часто называют «деревьями счастья» и поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок.

Проще говоря, в ландшафте — топиарий — это сложный и длительный процесс, требующий постоянного ухода и внимания к живым растениям.
В дизайне интерьеров топиарий — это небольшая композиция в виде маленького деревца с геометрической кроной. Создаются такие деревца с использованием преимущественно натуральных материалов и служат яркой деталью в украшении любого интерьера.

В зависимости от его размера и дизайна, его можно установить как на книжных полках, так и на полу; как на кухне, так и в гостиной, и даже в ванной конате. Хочется отметить, что топиарии не являются миниатюрной копией каких-либо конкретных деревьев и не претендуют на соперничество с ними. Топиарий — не копирует ни одно из деревьев, существующих в природе. При его создании возможно использование самых различных материалов и цветовых сочетаний. Для украшения декоративного деревца можно использовать цветы, кофейные зерна, ткань, сизалевое волокно, камушки, бусинки, ленточки, различные аксессуары из флористики или швейной фурнитуры. Всего не перечесть.

Это чисто декоративная вещь. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца.
Самыми популярными формами для топиариев служат шар и конус. В качестве основы можно использовать различные материалы: пенопласт, строительную пену, флористическую губку и даже бумагу. Крона топиария может быть украшена сухоцветами, живыми цветами, лентами, кусочками ткани, фисташками, зернами кофе, шишками и многим другим.

Каких-либо правил и требований к внешнему виду топиарий нет. Все зависит от желаний и фантазии той волшебницы, в чьих руках рождается новое чудо. Деревце можно создать под любой интерьер.
Это отличная альтернатива горшечным растениям и цветам, а также является очень хорошим решением для тех, кто не хочет обременять себя заботой о комнатных растениях или же кому надоели «стандартные» композиции в вазах. Уход за декоративным деревцем прост — его не нужно поливать. Достаточно иногда смахнуть пыль кисточкой или сдуть её холодным воздухом из фена. Деревце лучше не ставить под прямые солнечные лучи, тем самым оградив материал от выцветания.
А для любой волшебницы это безграничная возможность фантазировать, создавать новые истории и изучать самые различные техники рукоделия.
Топарий — очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Оригинальность композции достигается несколькими ходами, «уловками». Прежде всего это конечно форма, ведь сама по себе круглая форма, форма шара интересна, и в то же время лаконична. Вторая «уловка» — это, конечно, использование в композиции сочетания нескольких цветов, порой очень ярких, и потому, привлекающих к себе еще больше внимания. К тому же, использование различных материалов, порой очень необычных по своей фактуре, иногда даже натуральных/природных, задает особый тон композиции. Третий способ придать оригинальность топиарчику, пожалуй, самый непредсказуемый, — это фантазия самого мастера, его идеи и их смелое воплощение.

Так что включайте свое воображение вместе с детишками и «растите» свое Дерево Счастья Топиарий в доме!

Представленные работы мастера Евгении Шурхаевой.

Спасибо всем, кто потратил свое драгоценное время на чтение данной статьи!

Очень надеемся, что теперь вам будет понятнее, что такое топиарий, как и зачем данные деревца делают!

И успехов вам в ваших начинаниях и творческих идей!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector