22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сады семирамиды на крыше

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ КРЫШ»

Озеленение крыш с успехом применяется во многих городах мира. В далеком прошлом подобные сады создавались для избранных, они были принадлежностью только очень богатых людей. Сады на крышах из года в год становятся все более популярными в нашей стране. Они устраивались уже в глубокой древности и имели самое разнообразное архитектурно-планировочное решение. Позднее такие сады были в Италии, Англии, Германии, появились они и в России. Известно об устройстве садов на крышах Кремлевского дворца в Москве и Малого Эрмитажа а Петербурге. (приложение А) [4]

Дальнейшее развитие садов на крышах было связано с массовым строительством зданий с плоской крышей, получившим распространение с начала XX в. благодаря деятельности Ле Корбюзье и других основоположников «новой архитектуры» в стиле конструктивизма. Ле Корбюзье считал, что сады должны располагаться преимущественно на крышах и что это дает экономию городской территории, почти равную площади всей городской застройки. К созданию пространств на крышах обращались многие выдающиеся архитекторы нашего времени: Ф. Райт, Т. Нейтра, Мис Ван Дер Роэ и др. Ле Корбюзье считал использование крыш «программным пунктом новой архитектуры». Ввиду роста городских земель эта идея быстро нашла понимание в лице массового застройщика. В 1912 г. Был построен в Париже дом с озелененными террасами. (приложение Б) В 1914 г. Ф.Л. Райт проектирует в Чикаго большой ресторан с крышами, эксплуатируемыми в весенне-летне-осенний период. Ландшафтное проектирование крыш получило широкое распространение в XX веке.

Начиная с середины XX в. появились новые предпосылки устройства садов на крышах, этому способствовала высокая урбанизация городов, дефицит городской территории, их высокая стоимость, а также ухудшение экологической ситуации. [3]

Сады на крышах в Месопотамии и Древнем Египте. Сады Семирамиды

Сады на террасах и крышах зданий известны с глубокой древности, и родиной их считают Ассирию и Вавилон. Таковы знаменитые висячие сады Семирамиды, устроенные на каменных террасах Вавилона более 2000 лет назад (приложение В); сады на кровлях домов знаменитых вельмож в Египте, Греции, Риме (приложение Г).

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений. [10]

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно, несмотря на общую регулярность, обусловленную оросительной системой. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль — висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, — был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырёхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Все растения были привезены из Мидии.

Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника; на нём толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев.

Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости одной из колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными вёдрами, подавая воду в сады. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. Но во времена персидского господства дворец Навуходоносора пришёл в запустение. В нем было 172 комнаты, украшенные и обставленные с роскошью. Теперь в нем изредка останавливались персидские цари во время инспекторских поездок по огромной империи. Но в 4 веке этот дворец стал резиденцией Александра Македонского. Тронный зал дворца и покои нижнего яруса висячих садов были последним местом пребывания Александра на земле.[11]

Чудо Вавилона: висячие сады Семирамиды

Сегодня мы с вами знаем о многих чудесах света, пусть и слышали не обо всех из них. Но я уверен, что вы точно знаете о египетских пирамидах или дольменах, великой китайской стене. Все это – рукотворное творение человека, которое было создано им очень давно. И что тогда, что сейчас – все это поражает.

Из разделов истории я очень люблю изучать заметки о древности. И сегодня я хочу с вами поделиться рассказом про одно из чудес света, которое, к сожалению, не дошло до наших дней. Висячие сады Семирамиды – это, по сути, некий замок, дворец, который был окружен самой разнообразной растительностью: кустарниками, деревьями, цветами.

Все это было собрано со всего света в одном месте – в Вавилоне. Именно поэтому иногда это чудо еще называют садами Вавилона. Кстати, появилась постройка очень давно – еще в седьмом веке до нашей эры (а это три тысячи лет назад).

Легенда: чье имя носили сады Вавилона?

Один из вопросов историков был связан с тем, почему сады получили именно такое название. В чью же честь было названо сооружение, если имена создателей и их жен были отличными от этого? Кто же загадочная Семирамида?

Греческим писателем Диодором была создана легенда, в основу которой были положены реальные исторические факты. Той тайной женщиной, в чью честь и были названы сады, стала ассирийская правительница Шаммурамат .

Описанная писателем история царицы была очень красивой: девочка, которая в будущем станет царицей, была рождена от богини и обычного человека. Но родители ее оставили, и лишь птицы спасли малышку. Пастухи, которые были на месте, где родители оставили ребенка, заметили странное поведение птиц и отправились на разведку.

Там и была найдена Шаммурамат. Ее усыновил один из смотрителей садов царя и дал девочке новое имя – Семирамида, что означает голубка . Девушка росла, становилась все краше. И вот ее заметил один из советников правителя, который стал ее мужем.

Семирамида помогала супругу во всем, и даже однажды она помогла отстоять город в битве. После этого ее заметил сам правитель Нин, который и предложил своему советнику отдать ему свою жену. От горя советник умер, и Семирамида стала женой правителя.

За время брака у них родился сын и после этого его отец погиб. Сама Семирамида стала правительницей . За 30 лет правления женщина больше не была в браке, а лишь завоевывала. Она покорила Персию, Египет и множество других краев. Именно ею и был основан город Вавилон на берегу Евфрата.

Действительно чудо

Согласно легенде, которая написана выше, висячие сады стали носить имя женщины, которая и основала город Вавилон. Но сооружение было построено не ею, и даже не во времена ее правления. Это чудо света было построено правителем Навуходоносором Вторым через более чем два века с момента основания Вавилона.

По сохранившимся историческим фактам сады были построены для жены правителя , которая была дочерью Мидийского царя. После переезда из вечнозеленого и прекрасного региона Вавилон девушке не пришелся по душе: пустыня, песок, засуха. И тогда ее муж принял решение о строительстве висячих садов.

Главная задача строителей того времени была одна – создать некий оазис, парк, сад. Для этого была привезена плодородная почва, множество растений. И изюминкой всего этого стала специально придуманная технология полива: по множеству каналов вода подавалась на все этажи садов. Таким образом растения могли жить, не засыхая и не погибая.

Сами сады были неким строением в форме пирамиды: было построено четыре этажа, а плиты каждого яруса опирались на колонны, достигавшие в длину более 20 метров. Внутри находились прохладные и уютные помещения , а внешние террасы были засажены растительностью.

Толщина почвы на каждом этаже позволяла расти там не только цветам, но и деревьям. Каждый этаж имел собственную систему полива, а для того, чтобы вода не просачивалась на нижний этаж, была придумана изоляция. Изолировали перекрытия садов при помощи асфальта и металлических листов.

Здание обсуживало множество работников, часть из которых крутили механизм для подачи воды, а другая часть поливала насаждения при помощи кожаных ведер. К сожалению, строение не дожило до наших дней, и точной информации о место его нахождения нет. Однако, историки приписывают месторасположение садов на территории современного Ирака , ведь именно там были найдены остатки Вавилона.

Сады на крыше: история и современность

Современный вариант зеленых крыш, созданных руками ландшафтных дизайнеров по специальным технологиям, появился сравнительно недавно и только делает свои первые шаги. А вот сама идея садов на крышах отнюдь не нова. Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое и посмотрим, где появились первые зеленые крыши. А затем полюбуемся знаменитыми творениями наших дней, которые находятся в разных странах мира.


Сад на крыше в штате Миннесота

История появления садов на крышах

Доказано, что родина такого типа садов — Вавилон. Первые упоминания о них относятся к 2113 году до н. э. Но доподлинно не известно, как выглядели эти сады. Археологи смогли выяснить лишь, что располагались они на крышах зиккуратов (многоступенчатых культовых сооружений) в одном из городов на территории нынешнего Ирака.


Зиккурат Чога-Занбиль на территории современного Ирана — один из немногих сохранившихся

Росли там, скорее всего, крупные деревья, поскольку их остатки сохранились.

Еще один и, пожалуй, самый яркий пример садов на крыше в Вавилоне — это Висячие сады Семирамиды. Они относятся к 600 году до н. э. По легенде, царь Навуходоносор захотел сделать роскошный подарок своей жене Амитис. Будучи родом из Мидии, с ее просторами и зелеными холмами, молодая царица задыхалась в душном песчаном Вавилоне. Поэтому правитель и решил построить многоярусный дворец с буйной растительностью на каждом из ярусов. Сколько их было — никто не знает. Историки утверждают, что не меньше четырех. Террасы щедро засыпали плодородной землей, в которую высадили растения, привезенные с родины Амитис. Для простых горожан сооружение было настоящим чудом — одним из семи чудес света, которое в 126 году до н. э. уничтожили персы.


Реконструкция садов Семирамиды. Фото с сайта foneyes.ru

В эпоху античности традиция украшать крыши своих домов была продолжена влиятельными гражданами Древней Греции и Рима. Они отдавали предпочтение растениям в горшках. Украшались деревьями и крыши мавзолеев. Яркий пример — мавзолей императора Августа с кипарисами на крыше.

Эпоха Возрождения «перенесла» зеленые крыши в Италию. Именно там возводилось больше всего садов на крыше. Например, сад на вилле Медичи во Флоренции, датируемый 1400 годом. Или дворец с висячими садами на острове Isolo Bella, построенный уже в 18 веке.


Резиденция на острове Isolo Bella. Фото с сайта logos.co.at

Над созданием великолепной резиденции трудились два архитектора — Анджело Кривелли и Франческо Кастелли. Они же проектировали сад, который разбит на 10 террасах, расположенных друг над другом. И по сей день сад кардинала Борромео не перестает радовать гостей буйным цветением с марта по октябрь.


Сад кардинала Борромео. Фото с сайта fotorelax.ru

Что касается России, то сады на крыше попали к нам в 17 веке. Митрополит Иона отдал распоряжение создать сад на уровне второго этажа Ростовского Кремля. Но из-за больших затрат идея в массы не пошла. Единичные экземпляры можно было встретить в усадьбах зажиточных бояр и в Московском Кремле. 1623 год — время создания Верхнего и Нижнего набережных садов. Они были расположены на сводах Запасного дворца и Тайницких ворот. Выращивали в них яблони, смородину, анис, шалфей, бобовые и другие культуры. Между посадками можно было прогуляться по дорожкам или отдохнуть у небольших водоемов и фонтанов. Павел I утвердил проект реконструкции садов: предполагалось сделать их более живописными, высадить больше декоративных кустарников и деревьев. Но этим планам не суждено было сбыться, и в итоге сады были уничтожены.

Лишь в 19-20 веках русские архитекторы стали активно работать над домами с озелененной кровлей. Один из наглядных примеров — десятиэтажный дом в Москве, по тем меркам — небоскреб. Творение архитектора Э. Р. Нирнзее. Плоскую крышу окружили парапетами в виде арок, вдоль которых расставили кадки с кустами и контейнеры с цветами. В 1930 году на территории сада были открыты кафе, спортивная площадка и зоны для спокойного отдыха. А в 1977 году Эльдар Рязанов снимал на этой крыше кадры из кинофильма «Служебный роман», на которых Новосельцев утешает плачущую Людмилу Прокофьевну.


Кадр из фильма «Служебный роман»: та самая крыша. Фото с сайта feelmore.divandesign.ru

В истории зеленых крыш много страниц, и каждая по-своему примечательна. А как выглядят эти объекты архитектуры и ландшафтного дизайна в наше время? Давайте посмотрим!

В Турции появились современные «Висячие сады», затмившие своей красотой древний прообраз

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Турецкие архитекторы спроектировали удивительный жилой комплекс, дав ему красноречивое название – «Висячие сады». Взяв за основу строительства крутой склон горы в окрестностях Измира, они с наименьшим вмешательством в природный ландшафт возвели шикарные апартаменты, из окон которых каждый житель сможет любоваться голубыми водами залива или прогуляться по собственной лужайке или саду, организованным на крыше предыдущего яруса.

Жилой комплекс Asma Bahçeler («Висячие сады»), интегрированный в скалистую породу горы, расположенную в природном треугольнике района Narlıdere, стал поистине масштабным строительным проектом, который позволил создать комфортное и современное жилье для 98 семей.

Интересный факт: Висячий сад — это архитектурное сооружение, имеющее небольшой сад на крыше или галерее, выращенный на насыпной почве. В древности их создавали на специальных террасах или ступенчатых конструкциях. Самыми известными стали висячие сады Семирамиды, которые признаны одним из Семи чудес света. В Древней Руси такие великолепные ансамбли имели название «Верховой сад».

Роскошные апартаменты удалось самым щадящим образом разместить на 8 террасах склона, стараясь не нарушать природную топографию горы. Благодаря тому, что строительство велось строго по линиям террас, которые создала природа и роскошным садам, созданным на крыше каждого из ярусов складывается впечатление, что склон как и прежде утопает в зелени.

Глядя на такое идеальное слияние природы и жилищной структуры, понимаешь, что строителям пришлось приложить немало усилий, ведь условия работы можно считать экстремальными.

В следующем видеоролике можно посмотреть концепт, представленный архитекторами Merih Feza Yıldırım, Serdar Uslubaş, Damla Duru и Ali Can Helvacıoğlu, который за 5 лет воплотили в жизнь турецкие строительные и инженерные компании M artı D Mimarlık.

Нижний уровень занимает огромный гараж, рассчитанный на 120 автомобилей, там же находится открытая автостоянка, где без проблем можно расположить 150 машин. А вот выше начинается настоящая сказка.

Поскольку комплекс расположен под уклоном, то на крыше каждого нижнего яруса создали огромные зеленые лужайки и высадили прекрасные сады.

Для создания такой неординарной кровли применялись инновационные технологии и использовались новейшие изоляционные материалы, на которые разработчики дают полную гарантию на целых 30 лет.

Зато теперь зеленые открытые террасы служат идеальными площадками для отдыха и прогулок всей семьи, ведь из каждой квартиры есть свой индивидуальный выход. Как удалось выяснить авторам Novate.Ru, площадь сада является частной собственностью каждого владельца резиденции и может колебаться от 60 кв. м. до 400 «квадратов».

В этом удивительном жилом комплексе своя независимая инфраструктура, поэтому на его территории есть свой открытый бассейн с соленой водой для взрослых и небольшой для детей. Также создали несколько спортивных площадок и теннисных кортов, фитнес-зал и СПА-салон, детские игровые зоны и залы для больших мероприятий, а также настоящий хамам.

Для удобства жильцов, которые живут на огромной территории (общая площадь комплекса 14,8 тыс. кв. м.), установили как панорамный горизонтальный лифт, так и несколько внутренних.

Для прогулок на свежем воздухе, по краю зеленой зоны проложены тротуары и обустроены велодорожки.

Сами же резиденции создавались по принципу максимального комфорта и безопасности жильцов. Поэтому комплекс обеспечен круглосуточной охраной и укомплектован системами видеонаблюдения за общими зонами пользования.

Сами же апартаменты оснащены системой «умный» дом, поэтому жильцам не стоит беспокоиться о том, чтобы вовремя закрыть или открыть окно или жалюзи – они сделают это сами.

Также в доме установлены мультисплит-кондиционеры, окна со стеклопакетами «4 сезона», которые не пропускают ни тепло, ни холод, а в качестве отопления используется система «теплый пол».

Учитывая вышеперечисленное и увиденное можно с уверенностью сказать, что эти «Висячие сады» намного превзошли знаменитые сады Семирамиды.

Благодаря изобретательности и способности людей искусно внедряться в любые природные массивы удалось построить не мене уникальный город, который спрятан на 100 метровой глубине в толще соли. Причем поражает не столько само расположение подземного городка, сколько архитектурные шедевры, которыми незаурядные мастера украшали столь необычное подземное царство много веков подряд.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сады семирамиды на крыше

«ВИСЯЧИЕ» САДЫ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Современный город наступает на природу невиданными доселе темпами. Все меньше остается в его пределах земли, не занятой застройкой и транспортными магистралями, не скованной асфальтом и другими твердыми покрытиями, а воздух все больше загрязняется выбросами веществ, вредных для человека и всего живого. Растениям, этим оздоровляющим «легким» городской среды, практически не остается места.

Поэтому совсем неудивительно, что в наши дни из всех семи «чудес света» чаще всего вспоминают «сады Семирамиды» — так назывались в Древнем Вавилоне террасные сады, воздвигнутые около 600 года до н.э. на сводах дворцовых погребов. Они возвышались над землей на 25 метров и поражали современников красотой и великолепием. К еще более раннему периоду — 2113 году до н.э. — археологи относят посадки высоких деревьев на террасах башен — зиккуратов. Можно привести и много других примеров. Есть среди них и сады, сохранившиеся до наших дней. Таков висячий сад над анфиладами залов и гротов дворца кардинала Борромео на острове Изола Белла в Северной Италии. Строительство сада относится к концу XVI века — эпохе позднего Возрождения.

В России впервые сады на крышах появились в XVII веке: их устраивали над погребами, складами, зернохранилищами, и принадлежали они царской фамилии, высшему духовенству, а позже — купечеству.

Висячие сады, которые называли «верховыми», украшали террасы дворца при жилых комнатах Московского Кремля. В 1623 году были заложены два больших Набережных сада — Верхний и Нижний. Верхний сад, построенный садовником Назаром Ивановым, располагался на сводах Запасного двора, спускавшегося к подножию Кремлевского холма. По утверждению известного историка И. Забелина, он был обнесен каменной оградой с частыми проемами и имел «62 сажени в длину и 8 саженей в ширину», что составляло около 2600 м 2 . Из проемов, украшенных резными решетками, открывался обширный вид на Замоскворечье. Вода в искусственный водоем с «водяными взводами» (фонтанами), размещенный на крыше, подавалась специальным механизмом, находившимся в существующей и поныне Водовзводной башне Кремля.

Для устройства висячих садов на каменные своды укладывали свинцовые бруски. Их запаивали, а сверху насыпали растительный грунт «на аршин с четвертью» и высаживали плодовые деревья и кустарники. В Нижнем саду, меньшем по площади, водоем использовали не только как декоративный элемент, но и для разведения рыбы. Стены, окружавшие Верхний сад, были изнутри расписаны мастером Петром Энгелесом «першпективным письмом» — живописью с использованием растительных мотивов, зрительно расширявшим пространство. Просуществовали «верховые» сады почти 150 лет, пока на их месте не был построен Кремлевский дворец.

В том же XVII веке в Москве славились «красные», то есть красивые, сады бояр Голицыных и Ордин-Нащокиных, расположенные на уровне верхних этажей жилых домов.

Позднее, уже в XVIII веке, висячие сады появились при жилых помещениях Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (архитектор Б. Растрелли). Садик в Малом Эрмитаже размещался над дворцовыми конюшнями вдоль двух галерей — Петровской и Романовской — и напоминал галерею под открытым небом.

Висячие сады еще долго оставались достоянием знати и богатых людей, и только в середине XIX века в связи с появлением новых строительных материалов и конструкций началось «массовое» их строительство в Европе. Настоящей сенсацией стала демонстрация в Париже на Всемирной выставке 1867 года модели сада на крыше дома известного немецкого строителя и изобретателя Карла Рабитца. Публикуя фотографии сада, газеты писали: «Мы ждем, когда архитекторы начнут применять в строительстве это украшение жилья. Несомненно, что парящие в высоте сады найдут практическое применение в современном и будущем строительстве».

И действительно, вскоре садами украсились крыши не только домов в Европе, но и первых доходных и частных домов в Москве и Петербурге. В 1908 году сад с фонтаном и розарием был «разбит» на крыше Купеческого клуба на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком, архитектор И. Иванов-Шиц). Знаменитым стал и первый московский «небоскреб» (архитектор Э. Р. Нирнзее) — сохранившийся поныне десятиэтажный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке. На его плоской крыше размещался павильон, окруженный растениями в кадках и ящиках, он то служил киностудией для съемок панорамы города, то был кафе под названием «Крыша», а то раздевалкой при площадке для катания на роликах.

В начале ХХ века большой известностью пользовались теоретические труды, проекты и постройки виднейших архитекторов и градостроителей, в частности американца Ф. Л. Райта и француза Ле Корбюзье, не представлявшего себе города будущего без крыш-садов. Сад на крыше провозглашался Ле Корбюзье одной из «отправных точек современной архитектуры». Райт проектирует и строит в Чикаго в 1914 году большой ресторан с открытыми крышами. Ле Корбюзье принадлежит огромное количество осуществленных проектов — от озеленения крыш небольших вилл до целого города Чандигарх в Индии, грандиозного ансамбля садов на крышах административных зданий.

В 30-е годы ХХ века в Лондоне архитектор Р. Хэнкок сооружает крупный комплекс на крыше шестиэтажного дома — сад «Дерри энд Томз». И поныне существуют на этой крыше исторический викторианский сад, регулярный «испанский» и пейзажный, чаще называемый английским.

По другую сторону Атлантики, в США, уже на рубеже XIX и ХХ веков с той или иной целью использовались крыши многих гостиниц Нью-Йорка. В 40-е годы появились скверы на крышах подземных гаражей в Сан-Франциско, а через десять лет висячий сад размером с целую площадь был разбит на крыше подземной автостоянки в городе Портсмуте. «Линейные» сады и бульвары на искусственных основаниях, вытянутые вдоль дорог и магистралей и разделяющие пешеходное и автомобильное движение, стали явью во многих американских городах.

В России использование плоских крыш теоретически обосновали значительно раньше, в 1920-е годы, архитекторы-конструктивисты Г. Бархин, братья Веснины, И. Леонидов и другие. Именно в те годы было построено немало зданий, крыши которых служили смотровыми площадками, использовались как сады для отдыха и даже как детские игровые комплексы, заменяющие участки детских садов. Но оставались еще огромные площади крыш промышленных, жилых и общественных зданий, в том числе и подземных сооружений. Великая Отечественная война надолго прервала проектирование крыш-садов. Лишь в конце 90-х годов прошлого века в России и Белоруссии были разработаны специальные рекомендации по проектированию крыш-садов, а в 2001 году в Москве вышло «Пособие по озеленению и благоустройству эксплуатируемых крыш жилых и общественных зданий, подземных и полуподземных гаражей, объектов гражданской обороны и других сооружений», разработанное коллективом проектировщиков ОАО «Моспроект» во главе с В. Л. Машинским (при участии автора статьи).

Общепризнанное первенство в создании крыш-садов и особенно в производстве новых строительных материалов, по мнению специалистов, в настоящее время принадлежит Германии. В этой стране одно из обязательных условий при проектировании новых зданий — озеленение крыши, в том числе имеющей значительный уклон. Введены даже налоги для домовладельцев, не использующих крыши под сады.

В швейцарских городах до 25% плоских крыш занимают газоны. В Японии действует предписание разбивать сады на всех плоских кровлях, площадь которых превышает 100 м 2 .

КРЫША ЗДАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АРХИТЕКТУРЫ

Крышу здания нередко называют пятым фасадом. От ее размеров и художественного облика зависит силуэт застройки. Одновременно крыша — верхняя ограждающая конструкц ия здания. Она выполняет и несущую и теплоизолирующую функцию, а ее верхний элемент — кровля — обеспечивает защиту здания от дождя, снега, ветра, перепадов температуры воздуха. Так называемые «теплые» крыши сочетают защитную функцию с утеплительной, в то время как «холодные» не нуждаются в теплоизоляции. Но и те и другие обязательно должны иметь уклон для отвода осадков. Плоскими считаются крыши с небольшим уклоном, однако не менее 2%. Скатные крыши, покрывающие мансардные этажи или чердаки, могут иметь уклон от 20% и более.

Понятно, что от типа и уклона крыши, конструктивного решения кровли зависит возможность ее эксплуатации. Несущая способность крыш, то есть способность выдерживать определенные нагрузки, в современных зданиях достаточно высока: на них нередко устраивают автостоянки, а на высотных домах — даже посадочные площадки для вертолетов. Не менее удобно использовать крыши для спортивных сооружений — плавательных бассейнов, соляриев, площадок для игр. Вместе с тем крыша современного многоэтажного дома перенасыщена коммуникациями: телевизионными антеннами, световыми фонарями, надстройками над лифтовыми шахтами, вентиляционными вытяжками. Не так-то просто найти здесь место для сада. Поэтому немаловажно, как удастся совместить конструктивное решение и архитектуру здания, построенного на долгие годы, с таким пластичным, постоянно меняющимся живым материалом, как растения. Еще совсем недавно именно это являлось главным препятствием для создания сада, если не считать неизбежного, хоть и сравнительно небольшого в общей стоимости, удорожания строительства. Кроме того, немаловажной становится и социальная функция сада, то есть использование его в определенных целях.

Таким образом, главная трудность состоит в том, что необходимо одновременно считаться с требованиями не только архитекторов, экономистов и строителей, но и самих растений, с их биологией и условиями развития.

Растения, высаженные на высоких отметках, ведут себя под воздействием природных условий иначе, чем растущие на уровне поверхности земли. Микроклимат в садах на крышах приближается к горному: высокая солнечная радиация, ветер, твердое основание для вынужденно тонкого почвенного слоя, более резкие, как в горах, колебания температуры. Относительная влажность у поверхности крыши обычно на 5-10% ниже, чем на земле, а летом еще ниже — до 20%. Почва пересыхает, и этому способствует ветер, скорость которого на высоте возрастает в несколько раз. приходится заботиться не только о поливе растений, но и об удалении излишков влаги.

Проблему решает продуманная система дренажа. Предохранять же растения от механических повреждений и переохлаждения под воздействием ветра помогают экраны, решетки и высокие парапеты.

Особое внимание уделяют составу и качеству почвы. В современных условиях используют облегченные питательные смеси — субстраты.

Рост растений на крыше начинается весной на 3-12 дней раньше, чем на земле, так же как цветение, появление плодов и осеннего наряда листвы. Это учитывается при составлении декоративных сочетаний растений. Но значительно важнее экологический критерий: совместимость различных видов деревьев и кустарников. При выборе растений для сада на крыше отдают предпочтение неприхотливым и выносливым, в том числе характерным для горной флоры. Преимущественно это стелющиеся или карликовые формы деревьев и кустарников, травянистые и особенно почвопокровные растения и лианы.

Проектируя сад на крыше, учитывают определенные традиции и образ жизни людей, которые будут им пользоваться. Показательный пример — монолитный башенный дом, построенный в Ташкенте после разрушительного землетрясения 1966 года. Вместо привычных одно-двухэтажных домов с уютными внутренними двориками, где проходила вся жизнь семьи, люди должны были привыкнуть к совсем иному образу жизни в многоквартирном высотном здании. Чтобы в значительной степени возместить жильцам отрыв от привычной среды, через каждые три этажа здания устроили внутренние дворики, на которые выходили балконы, а в торцах площадок разместили бетонные контейнеры с растениями. Плоскую крышу здания отвели под сад с обширным бассейном, окруженным теневыми навесами с круговыми скамьями.

Совсем недавно, в конце сентября 2003 года, в Москве открылся большой архитектурный комплекс — Московский международный Дом музыки. Фойе, в котором разместился небольшой зимний сад, продолжается под открытым небом, с крыши здания открывается прекрасный вид на Москву-реку и прилегающие архитектурные ансамбли. Летом через остекление зимний сад кажется частью сада под открытым небом, если бы не различия в ассортименте растений. В то время как в саду, разбитом в помещении, растут оранжерейные и экзотические растения, на крыше размещены растения открытого грунта: туя западная, несколько видов можжевельника, крупномерные деревья (липа и рябина), декоративные кустарники (барбарисы и спиреи). Вместе с многолетниками, среди которых преобладают почвопокровные и стелющиеся формы, и газоном они образуют пять зеленых «островков» среди мощения. Как отмечает автор проекта сада, ландшафтный архитектор Е. Ю. Звягинцева, сад выполняет больше эстетическую, чем экологическую функцию.

Применение самых современных изоляционных материалов, дренажных устройств, системы полива и подсветки растений позволяет считать этот объект одним из перспективных и удачных решений новых крыш-садов для Москвы.

Уже более пяти лет растут деревья на крыше гаража РАО Газпром на улице Наметкина. Бульвар на крыше подземного сооружения завершается детской игровой площадкой.

Крыша оранжерейного комплекса Ботанического сада МГУ с 1999 года используется для испытания разных видов почвопокровных растений природной флоры, преимущественно очитков, превратившихся уже в первые годы эксперимента в плотный многоцветный ковер.

Не менее перспективный проект начат еще раньше, в 1993 году, в Санкт-Петербурге. На крышах одного из проектных институтов и девятиэтажного типового жилого дома были высажены овощи, цветы и саженцы плодовых культур. Тот же ассортимент растений выращивался на земельном участке у стен здания. Сравнение содержания нитратов и тяжелых металлов в растениях, выращенных в открытом грунте и на крышах зданий, куда не попадают главные загрязнители городского воздуха — выхлопы автотранспорта, показало явное преимущество новой технологии. Уже на следующий год была разработана программа, получившая название «Экологическая модель жилого дома» («Экодом»). Ныне эта программа перерастает в программу экологического оздоровления города.

По масштабам и уровню ландшафтного дизайна отечественные сады на крышах еще значительно отстают от зарубежных, хотя в последние годы появились новые интересные проекты. Среди них — «Царев сад» — так назвали сад на крышах четвертого и пятого этажей большого комплекса на Софийской набережной Москвы-реки, строительство которого уже начато. Авторы проекта — архитекторы Н. Мещерякова и В. Никольский, дизайнеры Т. Бахарева и Л. Дормашева. Размещенный напротив Кремля, этот сад станет своеобразным напоминанием об исторических «верховых» садах Кремля и о знаменитых государевых садах, когда-то занимавших всю территорию Замоскворечья.

В основе композиции «Царева сада» — небольшой прогулочный бульвар с декоративными затеями в подражание излюбленному в России XVIII века стилю голландского барокко. В южной части разместятся «голубой сад» с бассейном из трех каскадов, облицованным голубыми изразцами, и куртина морозостойких плодовых деревьев. Центральная часть будет занята розарием. В северной части — «золотом саду» — предполагается установить солнечные часы, окруженные цветами желто-оранжевых оттенков, и водоем с символической скульптурой «Царский трон».

Известное выражение «будущее рождается сегодня» имеет непосредственное отношение к проблеме сада на искусственном основании, уже сегодня приобретающей в мире все большее распространение и безусловно имеющей прекрасное будущее.

Висячие сады Семирамиды

О чем бы занять читателя на Новый год? Такой вопрос тревожит каждого вебмастера. Я решил занять ваше внимание серией статей о общепризнанном — семь чудес света. Вроде все знают, но на нашем сайте как-то не освещалась тема и надеюсь будет интересно. Самая первая позиция в этом списке — египетские пирамиды. О пирамидах писалось уже не мало, поэтому начинаем сразу со второй позиции…Висячие сады Семирамиды.

Висячие сады Семирамиды

Второе чудо света, сады Семирамиды, – роскошный и необычный подарок вавилонского царя Навуходоносора любимой жене. Считается, что именно в этом месте умер Александр Македонский. И именно с связи с этим событием в истории остались самые убедительные свидетельства существования этих садов. Сады восхищали древних путешественников, до наших дней на сохранились, но до сих пор продолжают будоражить умы современных людей.

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в XIX–VI веках до н. э., культурный и торговый центр древности, поражавший современников своим великолепием. Здесь и располагались сады Семирамиды.

Кто такая Семирамида

Более подходящим названием для этого сооружения будет название Висячие сады Амитис (Аманис) – ведь именно так звали мидийскую принцессу, для которой они были построены. Но в истории ошибочно закрепилось всем известное название, связанное с ассирийской царицей Семирамидой, которая жила двумя веками раньше.

Исторический прообраз Семирамиды-ассирийская царица Шаммурамат (812—803 гг. до н. э.) , известная фактически лишь тем, что правила единолично, что является чрезвычайно редким явлением в странах Древнего Востока.

Сады же были построены только спустя два века после смерти царицы великим завоевателем Навуходоносоромом II. Чтобы победить своего главного врага – Ассирию, вавилонский царь Навуходоносор II заключил военный союз с царём Мидии Киаксаром. Этот союз был укреплён браком Навуходоносора II и принцессы Амитис, дочери царя Киаксара.

Пыльный и душный Вавилон, стоящий посреди пустынной песчаной равнины, наводил тоску на молодую царицу, привыкшую к зелени и чистому воздуху Мидии. Навуходоносор очень любил юную Амитис, но он не мог перенести Вавилон к зелёным холмам Мидии. Он сделал по-другому: приказал соорудить посреди пустыни чудесное творение с прекрасной растительностью, чтобы царица вдоволь могла любоваться зеленью своей страны.

Где находились висячие сады Семирамиды

Время разрушило висячие сады Семирамиды, и сейчас даже неизвестно точно, где они находились. Хотя учеными-археологами неоднократно предпринимались попытки отыскать следы знаменитого в древности чуда света.

Еще в конце XIX века немецкий историк Роберт Кольдевей взялся за решение этой задачи. Восемнадцать лет продолжались раскопки. В результате ученый заявил, что нашел следы Древнего Вавилона – часть городской стены, развалины Вавилонской башни и остатки колонн и сводов, которые, как он полагал, когда-то окружали знаменитые висячие сады.

Проведенные им раскопки позволили составить достаточно ясное представление о том, как выглядел Вавилон в VI веке до н. э. Город застраивался по четкому плану и был окружен тройным кольцом стен, длина которых достигала 18 километров. Число его жителей составляло не менее 200 тысяч.

В старой части города располагался главный дворец Навуходоносора, который был разделен на две части – восточную и западную. На плане он изображен в виде четырехугольника. Вход располагался на востоке, там же размещался и гарнизон. Западная часть, по-видимому, предназначалась для придворных; с северной стороны, по мнению археологов, располагались висячие сады. Эта точка зрения поддерживается не всеми учеными. Но спустя много столетий установить точное местонахождение висячих садов достаточно трудно.

Описание Геродота

Подробное и восторженное описание Вавилона оставил древнегреческий историк Геродот. Он посетил Вавилон в V веке до н. э. и был поражен шириной и правильностью его улиц, красотой и богатством дворцов и храмов. Читая восторженные описания Геродота, почти невозможно поверить, что за два века до него этот город был разрушен и стерт с лица земли жестоким ассирийским царем Синахерибом, а само место было затоплено водами Тигра и Евфрата.

Долгое время богатая и цветущая Вавилония была объектом набегов со стороны царей воинственной Ассирийской державы. Стремясь уничтожить непокорного соперника, ассирийский царь Синахериб бросил на Вавилонию несметные полчища. Решающая битва произошла возле города Халул, на реке Тигр.

Жестокий век

Восставшие вавилоняне и их союзники были разгромлены. Вот как от лица ассирийского царя описывает эти события летописец: «Точно лев я разъярился, облекся в панцирь, и возложил на свою главу боевой шлем. В гневе сердца своего я быстро помчался в высокой боевой колеснице, поражающий врагов…

Яростно гремя, я поднял боевой клич против всех злых вражеских войск… Вражеских воинов я пронзил дротиком и стрелами, их трупы я продырявил, точно решето… Я быстро перебил врагов, точно связанных жирных быков, вместе с князьями, опоясанными золотыми кинжалами и с руками, унизанными кольцами из красного золота. Я перерезал им горло, как ягнятам. Драгоценную их жизнь я оборвал, точно нить… Колесницы вместе с лошадьми, ездоки которых были убиты при наступлении, брошенные на произвол (судьбы), носились взад и вперед…

Избиение я прекратил лишь по прошествии двух часов (после наступления) ночи. Сам царь эламский вместе с царем вавилонским и князьями халдейскими, которые находились на его стороне, были подавлены ужасом боя… Они покинули свои шатры и бежали. Ради спасения своей жизни они попирали трупы собственных воинов… Их сердца стучали, точно у пойманного голубя, они лязгали зубами. Я послал свои колесницы с лошадьми для их преследования, и беглецов, которые бежали, спасая жизнь, закалывали оружием, где бы их ни настигали».

Затем ассирийский царь Синахериб двинулся на Вавилон и, несмотря на ожесточенное сопротивление его жителей, взял город. Вавилон был отдан на разграбление воинам. Тех защитников города, что не были убиты, обратили в рабство и переселили в различные области Ассирийской державы. А сам непокорный город Синахериб задумал стереть с лица земли: уничтожали стены и башни, храмы и дворцы, дома и ремесленные мастерские. После того как Вавилон был полностью разрушен, царь велел открыть шлюзы и затопить все, что осталось от великолепного города.

Это произошло в VII веке до н. э. А через два столетия в Вавилоне побывал Геродот и был поражен его богатством и великолепием. Древний город вновь восхищал путешественников мощью и неприступностью своих стен, красотой дворцов и храмов. Также Геродот увидел и висячие сады Семирамиды.

Сад погибал, но был восстановлен

Как же уничтоженный город смог вновь возродиться из пепла и достичь небывалого расцвета? По приказанию царя Асархаддона, сына Синахериба, тысячи рабов были согнаны на залитый водой пустырь, на месте которого ранее стоял прекрасный город. Начались работы по восстановлению каналов, расчистке завалов и возведению нового города на месте прежнего. На строительство Вавилона направили самых лучших мастеров и архитекторов. В восстановленный город были возвращены его жители, переселенные ранее в отдаленные области Ассирии.

Особого расцвета возрожденный Вавилон достиг при царе Навуходоносоре II, правившем в 605–562 годах до н. э. Он вел активную завоевательную политику, распространил свою власть на Финикию, Сирию, покорил столицу Иудейского царства – Иерусалим.

Город был разрушен, а почти все его население было переселено в Вавилон (это событие в древнееврейской истории называют вавилонским пленом). Обширные завоевательные походы позволили Навуходоносору захватить огромные территории и большое количество пленных, которых обращали в рабов и использовали на строительстве грандиозных сооружений в столице. Навуходоносор решил пышностью и великолепием дворцов и храмов столицы превзойти всех своих предшественников.

Вавилон представлял в плане правильный прямоугольник, который делился Евфратом на Старый и Новый город, и был окружен (как уже говорилось) тремя рядами мощных крепостных стен, сложенных из сырцового кирпича. В ряде древних источников стены Вавилона также называются в числе чудес света, так как они отличались необыкновенной шириной (на них могли свободно разъехаться несколько колесниц) и большим количеством зубчатых башен. Пространство между внутренним и внешним кольцом стен преднамеренно не застраивалось, так как в случае нападения оно должно было стать убежищем для населения близлежащих деревень.

Всего в Вавилон вело восемь ворот, которые назывались именами различных богов. В центре города располагался храм Мардука, входить в который имели право только жрецы. Всего в городе насчитывалось несколько храмов, посвященных различным богам.

В Вавилоне всегда было очень много путешественников, желавших своими глазами увидеть его роскошь и красоту, великолепные дворцы и храмы. Но наибольший интерес вызывали восхитительные висячие сады Семирамиды, которых не было больше нигде в мире.

Описание садов Семирамиды

Первое и наиболее полное описание висячих садов Семирамиды можно найти в «Истории» Геродота. В то время строительство садов приписывалось легендарной ассирийской царице Шамурмат (по-гречески Семирамиде). На самом же деле они были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены, мидийской царевны. В безлесной и сухой Вавилонии она тосковала по прохладе лесов родной Мидии. И, чтобы утешить ее, царь приказал разбить сад, в котором растения напоминали бы царице о родине.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были разбиты на четырехъярусной башне. Платформы складывались из массивных каменных глыб и поддерживались крепкими сводами, в свою очередь опиравшимися на колонны. Сверху платформы покрыли камышом и залили асфальтом. Сделали прокладку из двух рядов кирпича, скрепленного гипсом, а уже на них уложили свинцовые пластины, предохранявшие нижние ярусы от проникновения воды.

Только после этого был настлан толстый слой плодородной земли, позволявший выращивать самые крупные деревья. Ярусы садов соединялись между собой широкими лестницами, выложенными белыми и розовыми плитами. В садах были посажены великолепные растения, пальмы и цветы, доставленные по приказу царя из далекой Мидии.

В пустынной и засушливой Вавилонии эти сады с их ароматом, зеленью и прохладой казались настоящим чудом и поражали своим великолепием. Для того чтобы растения могли расти в жаркой Вавилонии, сотни рабов ежедневно вращали водоподъемное колесо, качая воду из Евфрата. Вода подавалась наверх, в многочисленные каналы, по которым стекала на нижние ярусы.

Именно в нижнем ярусе этого сада умер величайший полководец древности Александр Македонский. Разгромив персидского царя Дария, он двинулся к Вавилону, готовясь к решительному отпору со стороны его жителей. Но население города, уставшее от персидского владычества, встретило македонян как освободителей и без сопротивления открыло Александру ворота. Находившиеся за крепостной стеной персы не решились оказать сопротивление.

Прибытие Александра Великого

Александра встречали цветами и радостными криками. Навстречу ему вышли жрецы, представители знати и множество простых горожан. Александр, наслышанный о красоте и роскоши Вавилона, был поражен тем, что сам увидел воочию.

Восхищенный полководец решил сделать Вавилон столицей своей державы. Но в городе он появился лишь через 10 лет, готовясь к походу на Египет, из которого намеревался двинуться дальше в Карфаген, Италию и Испанию. Подготовка к походу была уже закончена, когда полководец занемог. Царя уложили в постель, но он продолжал отдавать распоряжения.

И хотя врачи поили его целебными настоями, состояние его здоровья ухудшалось. Мучимый жаром, он приказал спустить его ложе в нижний ярус садов. Когда стало ясно, что он умирает, его перенесли в тронный зал строителя висячих садов Навуходоносора II. Там на возвышении было поставлено царское ложе, мимо которого в глубоком молчании проходили его воины. Это было последним прощанием царя с войском.

Время неумолимо

А через несколько столетий некогда пышный и богатый город стал приходить в упадок. Выросли новые города, торговые пути протянулись в стороне от Вавилона. Наводнение разрушило дворец Навуходоносора II, висячие сады Семирамиды также погибли. Глина, служившая основным строительным материалом вавилонянам, оказалась недолговечной. Размытые водой, рухнули своды и перекрытия, разрушились колонны, поддерживающие террасы, на которых произрастали висячие сады.

Все обратилось в прах. И лишь описания древних авторов и археологические находки помогают представить, каким же было величайшее чудо света, вдохновленное любовью вавилонского царя и созданное трудом и искусством вавилонских мастеров.

Читать еще:  Светодиодное освещение в теплице выбор светильников и правила установки
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector