289 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Симметрия в ландшафтном дизайне

Секреты создания регулярного сада на участке любого размера

Существует предубеждение, что регулярный сад – это, в первую очередь, большая территория. Но это не так.

Есть способы, которые позволяют создать сад в регулярном стиле на участке любого размера, каким бы маленьким он ни казался.

Вероятно, вы уже знакомы с типовыми признаками и элементами формального направления. Некоторые из них очень сильно влияют на общий образ сада – это симметрия и перспектива.

Если в композиции сада присутствует симметрия, то его уже можно назвать регулярным, какого бы размера он не был. Желательно чтобы перспектива тоже просматривалась.

Однако при отсутствии естественной перспективы, её можно создать искусственно, чтобы зрительно увеличить пространство. Так что, даже на самом маленьком участке можно создать такую композицию, которая будет отвечать правилам формального направления.

Симметрия в ландшафтном дизайне

Понятие симметрии в ландшафтном дизайне можно объяснить следующим образом: один и тот же элемент, конструкция, сюжет повторяется в другом месте обозначенной территории, но не просто повторяется, а так, что эти элементы можно определённым образом наложить друг на друга.

Существует 3 типа симметрии:

1. Осевая – она же двусторонняя или зеркальная. Это одинаковое положение двух элементов относительно оси.

2. Лучевая – «исходит» из одного центра, её ещё называют поворотной. Это когда элемент совмещается сам с собой, если его повернуть вокруг некоторой оси на угол определённого градуса.

3. Переносная – это когда один и тот же элемент неоднократно повторяется с определённым шагом. Для кого-то, возможно, будет понятнее термин «ритм» или «раппорт» из области плетения и вязания.

Как организовать симметрию в саду

Проще всего организовать осевую симметрию – вам нужно просто повторить расположение всех элементов дизайна относительно выбранной вами оси. Осью может быть дорожка, аллея или любой элемент постройки, расположенный в центре. Встречается также вариант с водоёмом, форма которого разделена пополам. Если ось будет проложена параллельно самой длинной стороне участка – это даст более выраженный эффект.

Чтобы организовать лучевую симметрию, вам необходимо будет выбрать на участке центральную точку и проложить через неё любое количество осей. Если вы проведёте чётное количество осей, то каждая полуось будет с зеркальным продолжением. При нечётном количестве получится поворотная симметрия. Однако запомните – больше 8 осей через одну точку проводить не рекомендуется, иначе симметричный рисунок не будет «читаться».

В тех случаях, когда применение лучевой или осевой симметрии невозможно, например, при ненадлежащем рельефе, неправильной форме участка или ограниченном пространстве, на помощь может прийти переносная.

Для этого достаточно будет более чем 2-кратного повтора любого элемента, мотива: цвета, фактуры, формы или их сочетания. Этот тип можно задать даже одними посадками. К примеру, создать ритмичную композицию (можно в шахматном порядке) из 3-4 видов растений, наиболее подходящих друг к другу.

Если же участок настолько маленький и неудобный, что на нём не уместен будет ни один тип симметрии – можно просто использовать при его оформлении геометрические фигуры. Это могут быть простые, сложные или комбинированные фигуры на плоскости. Из простых фигур можно складывать орнаменты. Также можно использовать разнообразные трёхмерные фигуры.

Итак, какие бы способы оформления вы ни применили, главное – чтобы задуманный рисунок, форма были чёткими и хорошо «читались».

Перспектива в ландшафтном дизайне

Перспектива – это кажущееся искажение пропорций и формы предметов. К примеру, когда вы смотрите на 2 параллельных рельса, вам кажется, что на горизонте они сходятся в одной точке.

На больших пространствах прямая перспектива сама по себе хорошо просматривается. Но если участок небольшой, то о естественной перспективе не может быть и речи. Единственный выход – создать её искусственно.

Например, как художник на плоской картине изображает глубину с помощью специальных приёмов. В ландшафтном дизайне тоже существует несколько способов усиления перспективы: с помощью растений или планировочных ухищрений.

Как искусственно создать перспективу в саду

При наличии перспективы пространство кажется больше, чем оно есть на самом деле. Вот почему свойство этого явления часто используют в ландшафтном дизайне, особенно на тех участках, которые необходимо зрительно увеличить. Существует три способа усиления.

Вы можете «физически» свести в одну точку две удаляющиеся линии или хотя бы максимально их сблизить вдалеке, то есть, они должны быть не параллельные друг другу, а формировать в конце острый угол. Этот способ можно применить к ширине дорожки – сделать её в конце сужающейся, к берегам ручья, к сторонам газона – сделать его не прямоугольным, например, а трапециевидным.
Этот эффект ещё больше усиливается, если в конце сходящихся линий есть фокальная точка. Скажем, какая-нибудь скульптура, постройка, растение-солитер или окно здания.

Поэкспериментируйте с размерами растений и предметов, размещённых на участке. Близко расположенные к зрителю предметы и растения должны быть крупнее, чем те, которые расположены вдалеке.

Для этой цели можно использовать контейнеры для растений, сами растения в открытом грунте, садовые скульптуры и любые однотипные последовательно уменьшающиеся предметы, наподобие матрёшек. Допустим, можно расставить вдоль дорожки кадки с растениями разных размеров – самые дальние должны быть самыми маленькими.

Он заключается в игре с цветом растений. Если вы в лесу или в парке обратите внимание на цветовые оттенки деревьев и растений, то заметите, что на переднем плане они кажутся более яркими, сочными, а те, что в отдалении – более блеклые, голубоватые.

Поэтому для усиления перспективы на переднем плане высаживайте растения с сочными, тёплыми оттенками (красный, оранжевый, жёлтый, фиолетовый), а на заднем – со светлыми, холодными оттенками (холодно-синий, голубой, жёлто-зелёный).

Вот те секреты, которые помогут вам создать регулярный сад на участке любого размера. И самое главное здесь – чувство меры. Не стоит использовать все приёмы сразу, особенно на небольших площадях.

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

Еще в Древнем мире было хорошо известно, что симметрия — универсальный метод создания композиции. Архитектура зданий и жилых построек основана на симметрии фасадов, а именно идентичности правой и левой части композиции относительно некой гипотетической оси симметрии. В природе симметричные построения не встречаются, поэтому любая композиция, построенная на этом методе, резко выделяется в окружающей среде. Симметричные композиции являются идеально уравновешенными, сбалансированными и поэтому производят умиротворяющее, спокойное и в то же время торжественное впечатление.

Сады, построенные на симметрии геометрических фигур плоского плана, прямых углах и ровных линиях называют РЕГУЛЯРНЫМИ. Самыми древними из известных садов такого типа являются сады Древнего Египта. Они изображены на фресках XV-XVI веков до н. э.

Египетский сад представлял собой правильную квадратную или прямоугольную площадку, окруженную высоким забором, с прямоугольным или квадратным водоемом в центре и высаженными по периметру рядами деревьев (обычно это финиковые пальмы).

Идеальная геометрия построения плана сада говорит о восприятии египтянами симметрии как воплощения порядка и красоты.

До XVIII века в Европе господствовал регулярный стиль планировки, основанный на геометрических фигурах квадрата и прямоугольника, оси симметрии и прямом угле.

И сегодня симметричный регулярный стиль заслуживает внимания и как дань прошлому, и как гармоничное и уравновешенное стилевое направление ландшафтного дизайна.

Метод создания композиции, названный нами «Симметрия», подразумевает не только общую планировку сада, но и решение отдельных его частей, деталей, и размещение малых архитектурных форм.

Так называемые «парные объекты» — пара вазонов или карликовых елочек конической формы по краям крыльца — удачный пример подобной композиции. Такие пары у входа в сад, в начале садовой лестницы, у крыльца, по краям садовой скамьи издали обращают на себя внимание и сигнализируют об особой значимости отмеченных уголков сада.

Рис. 23. Парные вазоны у входа

В качестве парных объектов принято использовать объекты высокого декоративного качества. Например, карликовые хвойные, формованные и стриженые растения, хосты и рододендроны в вазонах, скульптуру, посадочный материал деревьев и кустарников высшей категории качества.

Асимметричные композиции, то есть построенные на методе «асимметрия», будучи разделенными на две половины гипотетической срединной осью, имеют неравнозначные, разные правую и левую половины. Однако и такие композиции могут и должны быть гармоничными (красивыми). Для этого композиция должна быть уравновешенной относительно этой срединной оси таким образом, чтобы правая и левая половины привлекали одинаковое количество внимания наблюдателя.

Рис. 24. Пейзажная планировка

Известно, что разные объекты привлекают разное количество нашего внимания. Подсознательно человек выделяет в окружающей его картине мира яркие (красные цветы) или слишком темные (хвойные) объекты, самые блестящие (глянцевая листва), движущиеся (вода) или имеющие причудливую форму (вертикали туй, можжевельников, камни, коряги).

Также привлекает внимание группа мелких «дробных» объектов (рокарий), грубая фактура (трещины коры дуба, крупные листья кленов и хост). Эти объекты привлекают много внимания и в смысле установления равновесия всей композиции трактуются как «тяжелые». Объекты, воспринимающиеся как «легкие» (не привлекают пристального внимания) окрашены в светлые тона и имеют ажурную крону (березы, ивы, сосны). Также это обширные плоскости газона, мощения, воды, гравия, мелкофактурные объекты (с мелкой листвой).

Справа и слева в асимметричной уравновешенной композиции должны быть такие объекты и в таком количестве, чтобы количество внимания по обеим сторонам оси было одинаковым. Для этого высаженный дуб («тяжелый» объект) уравновешивают 5-7 березами («легкие» объекты) или обширной травяной лужайкой. Также несимметричными могут быть и геометризированные построения, например композиции из квадратов и прямоугольников. Такими могут быть композиции сада на проекте — сочетание построек, площадок между собой (в плане это прямоугольники и квадраты) или иные фигуры.

В современных садах из-за недостатка площади распространены именно такие композиции, где в строгую геометрию фигур плоского плана высажены разнообразные растения в регулярном или пейзажном (живописном) порядке. В первом случае композицию нужно назвать «регулярной» или «с элементами регулярности», а во втором — «с элементами пейзажного стиля». Такие «взаимопроникновения» стилей характерны для современных садов, отличающихся продуманной эклектичностью («эклектика» — смешение стилей).

Баланс — метод и результат «выравнивания» композиции по объемам.

Для достижения баланса в композиции увеличивают или уменьшают площадь покрытия гравием или травой, или увеличивают количество самых мелких (некрупных, невысоких) растений, или добавляют яркие «акцентные» растения.

Читать еще:  Печное отопление частного дома от выбора до устройства

Рис. 25. Объекты; привлекающие внимание а) плотные; б) необычной формы; в) темные; г) многочисленные; д) графичные; е) вертикальные

Рис. 26. Асимметричная равновесная композиция

Придумайте и зарисуйте композицию:

  • • симметричную;
  • • асимметричную равновесную пейзажную;
  • • асимметричную равновесную регулярную;
  • • асимметричную равновесную «с элементами пейзажной».

В качестве образцов используйте приведенные в этой главе рисунки.

Цветники кругового обзора

Время чтения: 17 минут Нет времени читать?

В каждом саду найдется хотя бы одна растительная композиция, любоваться которой можно из нескольких видовых точек – на террасе, из беседки, от калитки. Кто-то закладывает их по наитию, ориентируясь на собственный вкус и предпочтения, кто-то – слепо копирует понравившуюся картинку из интернета. Но есть и иной путь. Научиться строить композиции кругового обзора с учетом законов гармонии и зрительного восприятия. Эту тему и предлагаем обсудить.

Пример круговой композиции, построенной на открытой площадке в проеме мощения

Cледите за нами:

Какую композицию можно считать круговой?

Композицией кругового обзора принято считать группу растений, высаженных на открытом пространстве и попадающих в поле зрения из нескольких видовых точек. Круговая – не значит круглая. Композиция может быть разной формы, но ее почти всегда можно обойти по периметру (в отличие от группы одностороннего обзора, которая, как правило, примыкает к забору или стене).

В частных садах такие цветники чаще всего разбивают на газоне, в проемах мощения, рядом с водоемом, в местах изгиба дорожек. В последнее время растет популярность контейнерных посадок, которые широко используют для украшения террас, патио. Группу таких растений, выставленных, к примеру, в зоне отдыха, тоже можно считать круговой.

Главное отличие между композициями одностороннего и кругового обзора заключается в том, что фон последней меняется в зависимости от точки, из которой вы на нее смотрите. В одном направлении это может быть кулиса из растений, в другом – забор, в третьем – дом. Такие моменты надо учитывать, иначе картинка будет выпадать из общей стилистики сада.

Чтобы рокарий на газоне смотрелся гармонично, разбейте его не по центру лужайки, а соедините с мощением, сделав естественный переход, например с помощью гравийной отсыпки

Выбор стилистики и внутренней структуры

В большинстве случаев для построения композиций кругового обзора используют два стиля – регулярный и пейзажный.

Рассмотрим особенности регулярной планировки.

  • Клумба чаще всего имеет круглую или овальную форму и концентрическую структуру – по центру находится доминанта (которой, к слову, может быть не только растение, но и фонтан, скульптура), на равном удалении от нее симметрично расположены другие элементы.
  • Приветствуются растения со строгой геометрией – с круглой, пирамидальной, колонновидной кроной, мраморная декоративная отсыпка.
  • Требует классического обрамления – идеально ровного газона, стриженых бордюров, домов с колоннами и балясинами.

Круглая клумба с вазоном по центру выполнена в регулярном стиле и имеет соответствующее окружение

У пейзажной композиции своя специфика.

  • Она имеет неправильную форму и размытые контуры, образующие «карманы». В них высаживают растения, существенно отличающиеся друг от друга и придающие композиции асимметричный вид.
  • Для нее подходят растения с живописной кроной и естественным природным обликом. Никаких стриженых шаров и топиарных форм!
  • Композицию не рекомендуют располагать в геометрическом центре открытого пространства.
  • Гармоничное окружение для группы пейзажного стиля составляют кулисы из деревьев, живописные кустарниковые группы, миксбордеры, каменные и деревянные конструкции.

Главный элемент группы, как правило, не отцентрирован, а может находиться в любой точке. Например, справа, как на представленной композиции

Месторасположение

Выбирая место для группы кругового обзора, в первую очередь оцените то, что вы вряд ли сможете изменить – фон. Причем из каждой видовой точки. Если он красивый – замечательно. А если, наоборот, неприглядный, не стремитесь скрыть его будущей композицией. Этим вы наоборот привлечете к нему внимание.

Какой выход? Во-первых, можно сдвинуть композицию. Во-вторых, использовать для маскировки неприглядного вида такие инструменты, как живые изгороди, решетки с плетущимися растениями, группы высокорослых кустарников, образующие зеленую кулису.

Группа деревьев на заднем плане частично перекрывает соседский дом и служит гармоничным фоном для клумбы в проеме мощения

Определение размеров

Допустим, вы определились, что композиция будет на газоне. Как рассчитать ее размеры и точное местоположение, чтобы из каждой видовой точки она полностью попадала в поле зрения?

Начнем с ширины. Из каждой точки обзора проведите в направлении будущей посадки лучи, составляющие угол 28–30°. Область пересечения подскажет вам, в какой части газона лучше всего расположить группу растений и какой ширины ее сделать, чтобы она воспринималась целостно по горизонтали.

Но это еще не все. Чтобы композиция попадала в поле зрения по вертикали, нужно произвести расчет ее высоты. Мы полностью видим предмет, если смотрим на него с расстояния, равного 2–2,5 его высотам.

Измерьте расстояние от каждой видовой точки до области обзора. Выберите самый большой показатель и разделите на 2–2,5. Это и будет предполагаемая высота самого высокого растения. Оно будет играть роль композиционного центра, которому подчинены остальные элементы.

Если из другой видовой точки расстояние намного меньше, не пугайтесь. Просто из этого ракурса нужно будет построить новую композицию, в которой самое высокое растение группы будет не акцентом, а фоном. А роль доминанты сыграет другой элемент.

Для расчета размеров можно использовать не самодельный чертеж, а большую (формата А4) черно-белую фотографию нужного участка сада, осветлив ее с помощью графического редактора. Так вам будет визуально легче представить будущую композицию.

Эта хвойная группа полностью просматривается и с крыльца дома, и со стороны газона

Секреты построения красивой композиции

Чтобы посаженные растения смотрелись как единое целое и их не пришлось несколько раз пересаживать, необходимо учесть и ряд других параметров.

Контраст и нюанс

Существуют два принципа построения ландшафтных групп – на контрасте (противопоставлении) и нюансе (подобии).

Если хотят получить эмоциональную картинку, ее создают на контрастах. Это может быть форма кроны деревьев (шар + пирамида), высота (высокий + низкий), цвета (светлый + темный), фактура листьев (крупный + мелкий).

Для мягкой, сдержанной композиции выбирают растения, которые отличаются не так резко. Игру нюансов дают различные оттенки одного цвета или, например, плавные перепады высоты растений с одинаковой формой кроны.

При построении композиции используют оба принципа, но главенствующий – один.

Принцип нюанса реализован с помощью использования растений с плакучей и округлой кроной, мягких переходов от золотисто-салатного цвета к насыщенному зеленому. Роль контраста играет отсыпка из коры и яркие вкрапления цветов

Ярусность и пропорциональность элементов

Чтобы одинаково хорошо просматривались все растения группы, их сажают ярусами. Доминирует самый высокий элемент. Ему подчинены растения чуть ниже, составляющие второй ярус, а им, соответственно – элементы третьего уровня и т. д.

Не менее важна и пропорциональность композиции. Разница высот главного и подчиненного элемента должна быть такой, чтобы доминанта выделялась, но не подавляла. Гармоничной считается такая группа растений, в которой элементы выстроены в соответствии с правилом неравностороннего треугольника – посередине самая высокая точка, слева – вторая по высоте, справа – самая низкая.

В композиции отчетливо просматривается иерархия (главный – подчиненный) и соблюдена пропорциональность элементов

Выбор растений

В композициях кругового обзора не может быть такой пестроты и разнообразия, как в миксбордере. Чаще всего их основу составляет группа хвойных и/или красивых лиственных деревьев и кустарников, а пространство между ними занимают многолетники.

Какие растения используют?

  • Разнообразные хвойные породы, палитра которых охватывает массу оттенков от золотисто-желтого до голубого и темно-зеленого.
  • Декоративные деревья и кустарники – японский клен, барбарис Тунберга, дерен, спирею, бересклет форчуна, садовую азалию, гортензию.
  • Многолетники – хосты, верески, шалфей, очиток видный, пионы, гейхеру, лаванду.
  • Декоративные злаки – пеннисетум лисохвостый, перистощетинник.

Идеально смотрятся группы растений с круглогодичной декоративностью. Всегда красивы хвойные породы, роль сезонных акцентов хорошо выполняют цветущие кустарники и многолетники. Чтобы композиция не потеряла привлекательность в зимний период, в ней можно использовать декоративный камень необычной формы.

Пример построения композиции с хвойными растениями

Но как бы точно вы все ни просчитали, помните, что садовый дизайн – это не математика. Здесь главное – понять принципы построения ландшафтных композиций. А далее включайте фантазию, экспериментируйте, руководствуйтесь внутренними ощущениями и собственными представлениями о красоте и гармонии. Результат должен нравиться в первую очередь вам.

Чувствуете, что не справитесь? Закажите проект озеленения в студии ландшафтного дизайна «Сад Дизайн».

Законы композиции в ландшафтном дизайне.

Современная тенденция, связанная с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования ставят на повестку дня углубления необходимых знаний в преобразовании природы, чтобы не нарушить целостный гармоничный процесс взаимодействия человека и природы, как единого целого. Неоправданный, излишний оптимизм, с которым дизайнеры подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях.
Эта статья напомнит, о некоторых композиционных средствах, приемах ландшафтного дизайна, равно как и ландшафтной архитектуры, позволяющих разнообразить пейзаж. Это симметрия и асимметрия, ритм, контраст и нюанс. При этом, не забывая о простоте и логичности, как в целом, так и в частности.

Симметрия и асимметрия

План сада, размещение отдельных элементов в саду может быть симметричным и асимметричным по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда и ось любого садового сооружения.
В естественном ландшафте симметрия является редкостью. Поэтому там, где она существует, симметрия обыкновенно указывает на наличие порядка, наведенного человеком. Симметрия подразумевает порядок и систему, которая легко постигаются человеком и поэтому ему нравятся. Так или иначе, но слово “симметрия” стало ассоциироваться с ясностью плана, с его равновесием, ритмом, целостностью и стабильностью.
Если два противостоящих друг другу ландшафтных элемента ( кустарник, дерево, светильник и пр.) кажутся расположенными раздельно, между ними развивается видимое притяжение и напряжение. Такие элементы очень тесно связаны между собой, что начинают восприниматься как один, включая пространство между ними.
Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое. Любая композиция симметричного плана требует завершения, которое может быть достигнуто только при помощи противоположного объекта. Когда в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, и кажется, что вся композиция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство, если этого не происходит.
Зрительное равновесие существенно для всех хороших ландшафтных композиций. И если картина открывающегося пейзажа или любой вид перспективы производит раздражающее и неприятное впечатление — в ней отсутствует такое равновесие. В природе очень редко, если только это вообще возможно, можно найти элементы ландшафта, расположенные симметрично по обеим сторонам линии взгляда.
В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем с помощью асимметричной, живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что создается впечатление уравновешенности.
Поскольку мы обычно думаем о естественном ландшафте, как о чем-то на взгляд приятном, мы можем предположить, что видимое равновесие должно быть присуще и естественному ландшафту. Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому более интересна. Нас не ведут шаг за шагом вдоль жесткой композиции или сквозь нее. Напротив, нам предоставлена свобода самим исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нарушений природы.
Асимметричными могут быть: расположение цветов и кустарников в группе; расположение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка в целом — свободная, динамичная, вытекающая из природных условий участка.

Читать еще:  Применение старинных вещей в новогоднем интерьере

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость одинаковых элементов ландшафта через одинаковые интервалы. Примером могут служить аллеи. В ритмических построениях участвуют несколько элементов, при этом устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5—9 раз, минимум 3. Эмоциональное воздействие ритма нарастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление и возникает ощущение монотонности. Для снижения монотонности меняют расстояния между деревьями, открывая в стороны пространство, включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульптуры. Простой ритм из одного вида кустарников может разнообразить включение цветов; можно создать ритм чередования групп, чередуя плодовые деревья с ягодниками и т. п. Ритм – это изменение либо элементов, либо интервала. Либо того и другого по определенной закономерности.

Контраст и нюанс

Контраст и нюанс — важнейшие композиционные средства. Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. Контраст еще определяется по светлоте, по цветовому тону, по насыщенности цвета. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены нагляднее: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами. В контрастирующих объектах должна преобладать общность характера, так чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов. Контраст заключается в противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, темного со светлым, вогнутого с выпуклым”.
Дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кустарником. Ощущения уменьшения высоты дерева добиваются путем посадки рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить рядом стелющиеся растения и цветы.
Злоупотреблять контрастом нельзя, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетание контраста с нюансом, тонким переходом похожих друг на друга незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция сада.
Любители необычного могут использовать контраст форм в планировке участка, формах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более продуманного, чем кажущаяся дисгармония. И лишь в гармонии получают внешнее выявление внутренней упорядоченности и меры бытия – все элементы составлять должны единое целое, обеспечивающее удобство жизни человека

О методологическом значении принципа симметрии в ландшафтоведении Текст научной статьи по специальности «Математика»

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Галеева Э. М.

В статье обосновывается применение принципа симметрии при анализе геосистем. Рассмотрено соотношение понятий « асимметрия » и «диссимметрия» в географии. Показана возможность выделения вещественных элементов симметрии .

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Галеева Э. М.

Текст научной работы на тему «О методологическом значении принципа симметрии в ландшафтоведении»

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ В ЛАНДШАФТОВЕДЕНИИ

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, Ул. Фрунзе,32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

В статье обосновывается применение принципа симметрии при анализе геосистем. Рассмотрено соотношение понятий «асимметрия» и «диссимметрия» в географии. Показана возможность выделения вещественных элементов симметрии.

Ключевые слова: ландшафт, геосистема, симметрия, асимметрия.

Анализ специальной литературы [1-4] показывает, что к использованию универсальных принципов симметрии в географии, и особенно в ланд-шафтоведении, существует устойчивый растущий интерес. На пути внедрения идей теории симметрии в ландшафтоведении достигнуты определенные успехи. Наряду с этим некоторые аспекты этой проблемы остаются мало разработанными, дискуссионными. Прежде всего, это вопрос о методологическом значении принципа симметрии в географических исследованиях.

Основы современного учения о симметрии заложены на рубеже XX века трудами французского ученого П. Кюри и нашего соотечественника В. И. Вернадского. До этого симметрия рассматривалась как качество объектов, характеризующее определенную соразмерность и упорядоченность их частей, их правильное ритмичное чередование, наличие равенства, зеркального повторения или подобия этих частей. Нарушение симметрии, то есть асимметрия объектов, не увязывалось с закономерностями их существования, функционирования и развития, а скорее трактовалось как некое случайное свойство объекта.

П. Кюре совершенно по-новому сформировал понятие о симметрии, а В. И. Вернадский в своих трудах всесторонне развил и конкретизировал представление о симметрии как важнейшем принципе строения природы. Он писал: «В науках о природе симметрия есть выражение геометрических пространственных правильностей, эмпирически наблюдаемых в природных телах (и явлениях). Эти правильности более глубоки, чем физические и химические явления, в которых они проявляются. Законы симметрии — это геометрическая основа всех природных физико-химических пространств» [5, с. 21].

Учение о симметрии фактически основано на трех положениях, которые В. И. Вернадский назвал принципами Кюри. Их можно кратко сформировать в следующем виде.

1. Симметрия — необособленное свойство отдельных тел и фигур, а интегральное отражение состояние пространства, которое занимают данные тела и которое их окружает. Иначе говоря, симмет-

рия свойственна всем без исключения физическим телам и явлениям, выражающаяся в них по-разному, но всегда присутствуя в них. Этот принцип универсальности симметрии, в частности, означает, что и ландшафты — основной объект комплексных физико-географических исследований — всегда обладают той или иной симметрией.

2. Все нарушения кого-либо объекта, которые П. Кюри назвал диссимметрией (то есть исчезнувшей симметрией), есть следствие взаимодействия собственной симметрии данного объекта с симметрией окружающей его среды, которая порождает в этом объекте вынужденную симметрию, предстающую как нарушение симметрии, т. е. асимметрия. Этот принцип вынужденности симметрии, в частности, означает, что изучение асимметрии ландшафтов есть способ выявления факторов и механизмов, обуславливающих формирование этих ландшафтов.

3. Именно диссимметрия «творит явления», так как нарушение симметрии в объекте есть способ его выживания в изменяющейся окружающей среде, или иначе говоря, способ динамического «подстраивания» структуры объекта к структуре среды. Этот принцип динамичности симметрии означает, что анализ динамического единства симметрии и диссимметрии (асимметрии) объектов, а главное, анализ характера и степени проявления этих качеств в объекте в ходе времени — ключ к познанию закономерностей строения, функционирования и развития всех природных объектов, включая такие сложные из них, как ландшафт. [4]

П. Кюри, рассматривая симметрию как состояние пространства, считал, что для познания причин возникновения симметрии необходимо учитывать: а) состояние и строение среды; б) движение изучаемого объекта относительно формирующей его среды; в) воздействие на объект других физических факторов. Все эти требования [6] являются простыми, но весьма конструктивными правилами глубокого анализа любого сложного объекта, в том числе и ландшафтных систем.

Универсальность проявлений симметрии делает это понятие фундаментальной философской категорией и позволяет увязывать его с другими

Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №4

аналогичными категориями. Так, понятие симметрии прямо соотносится с понятием структуры (объектов, систем, явлений и др.), выступая в виде совокупности свойств их геометрической упорядоченности, устойчиво (инвариантно) сохраняющихся на фоне идущих в объекте и окружающей его среде физических преобразований [3]. Также прямо понятие симметрии соотносится с понятием взаимодействия (объекта с окружающей средой). При этом полная симметрия объекта отражает факт статического равновесного взаимодействия, неполная симметрия — динамическое равновесное взаимодействие, а возникновение в объекте асимметричных свойств служит индикатором неравновес-ности взаимодействия. Через понятия структуры и взаимодействия представление о симметрии легко увязывается со всем понятийным аппаратом физического и системного подходов к изучению объектов, открывая тем самым широкие возможности для междисциплинарных исследований любых сложных объектов, включая ландшафты.

Важное качество симметрии — огромное разнообразие ее проявлений. Оно выражается в широком спектре видов симметрии. Кроме классической, или зеркальной симметрии, выделяют множество других видов — подобия, цветную, криволинейную, трансляционную и др. Все эти виды симметрии, в сущности говоря, есть различные способы выявления, описания и объяснения тех устойчивых геометрических правильностей в структуре объектов, которые не обнаруживаются в них при поиске правильностей с помощью классических представлений, а на самом деле объективно характеризуют определенные инвариантные качества этих объектов.

Причина разнообразных проявлений симметрии состоит в многочисленности факторов, воздействующих на объекты и формирующих их, причем разнообразие тем значительнее, чем сложнее изучаемый объект. С этим связан тот факт, что характеристика симметрии любого объекта, во-первых, всегда относительна, ибо представление о ней зависит от того, какие стороны структуры объекта изучаются, а во-вторых, всегда приближенна, то есть она не реализована в объекте полностью и отличается в той или иной степени от идеальной, так как все объекты находятся в постоянном изменении и становлении.

Читать еще:  Типы освещения и виды осветительных приборов

Таким образом, с одной стороны, универсальность проявления симметрии, а с другой — её относительность и приближенность позволяют с помощью симметрийных представлений выявлять и объяснять закономерные и устойчивые правильности в структуре и функционировании объектов любой степени сложности. Эти обстоятельства потенциально делают представление о симметрии весьма эффективным инструментом анализа таких сложных систем, как современный ландшафт. В этом и

заключается важное методологическое значение принципа симметрии в географии и, в частности в ландшафтоведении.

Другим дискуссионным моментом остается вопрос о соотношении понятий «симметрия», «дис-симметрия», «асимметрия».

Напомним общеупотребительное словарное определение этих терминов: «симметрия — соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-либо», «асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии». Определений «диссиммет-рии» в словарях и энциклопедических справочниках нет — это понятие является узко специальным. Однако, с учетом частицы «дис», означающей нарушение, расстройство, утрату чего-либо, можно понять, что диссимметрия, как и асимметрия, есть нарушение симметрии.

Некоторые исследователи активно выступают за запрет использования термина «асимметрия»: «По случайному недосмотру или ошибке в русской географии объекты с нарушением до сих пор называют асимметричными. Из принципа Кюри следует, что асимметричными или несимметричными следует называть только такие объекты, у которых нет ни одного элемента симметрии, например холм неправильной формы, геоид и др.» [4, с. 87]. По нашему мнению, спор этот лишен серьезного научного основания. Если придерживаться современного истолкования принципа симметрии, основанного на представлениях об универсальности, относительности и приближенности всех проявлений симметрии, то полное отсутствие элементов симметрии, то есть асимметрия, по Шубаеву, также невозможна в реальности, как идеальная симметрия. Поэтому термины «асимметрия» и «диссим-метрия» представляются совершенно идентичными, но при уважении традиций употребление первого из них является предпочтительнее.

Более принципиальной является следующая проблема: поскольку абсолютной симметрии, как и абсолютной асимметрии объектов, не существует, какова должна быть степень отклонения от идеальной симметрии, которую можно считать критерием появления асимметричности? Применительно к ландшафтам Ф. Н. Мильков (1981) дает такое определение: «Асимметрию можно рассматривать как недостаточно выраженную (не полностью реализованную) симметрию» [2, с. 84]. Но что значит «недостаточно»? В общем виде ответ ясен: отклонение от идеальной симметрии должны быть достаточно существенны. Очевидно, что критерии «существенности» могут быть качественными и количественными. Качественные критерии «существенности» при изучении ландшафтов основаны на выделении классов и типов ландшафтной асимметрии и детально рассмотрены нами в ряде публикаций. Здесь же отметим, что не менее важны при выявлении степени асимметрии ландшафтов количествен-

ные методы, как бы достраивающие методы традиционного, прежде всего картографического ландшафтного анализа с помощью использования различных коэффициентов, измеряющих степень дифференцированности (раздробленности, однородности, сложности и др.) ландшафтной структуры. Подобные методы, использованные при проведении данного исследования, нами уже апробировались.

При исследовании симметрии ландшафтов необходимо выделять в них элементы симметрии. В принципе элементы симметрии — вспомогательные геометрические образы (точки, оси и плоскости симметрии), относительно которых определенным образом повторяются равные (тождественные или подобные) части симметричных объектов. Точка соответствует центру симметрии, линии — осям симметрии (или осям трансляции симметрии), плоскость — плоскостям симметрии. При исследовании ландшафтной симметрии особенно важны понятия осей и плоскостей симметрии, которые делят фигуру или тело ландшафта на две зеркально равные части, расположенные относительно друг против друга как предмет его зеркального отражения. В асимметричных ландшафтах эти плоскости и оси можно назвать плоскостями и осями асимметрии, которые делят единый ландшафтный на два неравных, но в известной степени аналогичных подкомплекса, степень различия которых характеризует степень асимметрии.

Следует подчеркнуть, что многим элементам симметрии, названным выше вспомогательными геометрическими образами, то есть некими идеальными, мысленными объектами, в реальности могут нередко соответствовать (с известной точностью) вполне вещественные обособленные образования. Принцип вещественности проявлений элементов симметрии в природных объектах фактически впервые сформировал В. А. Боков [1]. Он утверждал, что элементы симметрии геосистем занимают специфическое положение по отношению к потокам вещества и энергии, при этом центрам симметрии соответствуют точки схождения и расхождения этих потоков в ландшафтах, а осям симметрии — линии схождения и расхождения потоков (например, в днищах оврагов, балок и речных долин или, наоборот, на гребне хребтов и междуречий). К этому следует добавить, что плоскостям симметрии нередко соответствуют линейные геологические и геоморфологические образования (линеаменты) типа разломов, трещин, обрывов, уступов и т.п. [3].

Выделение в ландшафтах вещественных элементов симметрии позволяет выявить структуру взаимодействия мобильных потоков и энергии со стабильными участками (стационалями) этих

ландшафтов. При этом относительное размещение потоков и стационалей в изучаемом ландшафте и в ландшафтах, составляющих его окружение, являются эффектным индикатором механизмов возникновения ландшафтной асимметрии.

Наиболее универсальными видами симметрии ландшафтов, как и большинства геологических объектов, служащих литогенной основой ландшафта, являются симметрия конуса и билатеральная симметрия [6]. Первая характерна для ландшафтов, сформированных преимущественно суб-вертикальными (радиальными) потоками вещества, таковы вулканические конусы, образованные потоками магмы, положительные и отрицательные тектонические структуры, обязанные возникновением восходящим или нисходящим движениям земной коры, соляные купола и карстовые воронки, образованные радиальными потоками минерального вещества и т. п.

Билатеральная симметрия (симметрия «листа») присуща ландшафтам, сформированным преимущественно субгоризонтальными (латеральными) потоками вещества — таковы ландшафты речных бассейнов, конусов выноса талых ледниковых вод и пролювиальных потоков, эоловые ландшафты, созданные господствующими ветровыми потоками, и т. п.

Однако большинство ландшафтов, имеющих длительную историю становления и развития, формировалось путем взаимодействия радиальных и латеральных потоков вещества и поэтому несут в своей структуре черты как конусной, так и билатеральной симметрии или асимметрии. При этом на разных масштабных уровнях ландшафтной организации, то есть в ландшафтах разных размеров, с большей или меньшей отчетливостью проявляются черты либо того, либо другого из универсальных видов симметрии. Оба вида универсальной симметрии относятся к классической зеркальной симметрии, проявлениям которой в географической литературе уделяется основное внимание.

1. Боков В. А.// Вопросы географии. М.: Мысль, 1977. № 104, с. 95-105.

2. Мильков Ф. Н. Современная физическая география: состояние, закономерности развития, проблемы. Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 1981.- 398 с.

3. Солнцев В. Н. Системная организация ландшафтов. М.: Мысль, 1981.- 239 с.

4. Шубаев Л. П .// Симметрия в природе. Л.: Наука, 1971. С. 167-171.

5. Овчинников Н. Ф. Принципы сохранения. М.: Наука, 1966.- 332 с.

6. Шафрановский И. И., Плотников Л. М. Симметрия в геологии. Л.: Недра, 1975,- 144 с.

Основные правила ландшафтного дизайна – баланс

Еще одно правило, которое поможет вам в создании ландшафтного дизайна участка.

Баланс это соотношение левой и правой сторон.

Существует два типа баланса в ландшафтном дизайне: симметричный (формальный) и асимметричный (неформальный, непринужденный).

  1. Симметричный баланс
  • В симметричном балансе все элементы дизайна разделяются поровну. Обе стороны содержат одинаковые по форме и высоте растения, одинаковые растительные группировки, цвета, формы цветника, стиль, тему и т.д.
  • Пример симметричного баланса это когда Вы берете лист бумаги, наносите каплю краски, складываете его пополам, разворачиваете и получаете симметричную картинку. Так и в ландшафтном дизайне мы должны получить своего рода зеркальное отражение.
  • Симметричный баланс часто использовался в эпоху Возрождения, когда целые сады представляли собой зеркальное отражение одной стороны на другую. Если мы нарисуем воображаемую линию прямо посередине сада, то каждая сторона будет зеркальным отражением другой.

  • Аккуратные ряды посадок, зеркальные отображения, геометрические фигуры, конечно, такой порядок редко встречается в природе, но именно так сбалансированная структура дает ощущение стабильности и порядка, оставляет чувство величавости и достоинства.

Чтобы создать симметричный сад:

  • Используйте зеркальное расположение кустарников или контейнеров, чтобы отметить начало и конец пути.
  • Совместите линию стриженых растений с линией стены дома или других элементов ландшафтного дизайна, имеющих особое значение.
  • Симметричный сад предъявляет высокие требования к себе. Будьте готовы к немалым усилиям по его содержанию. Формальный пейзаж будет выглядеть ужасно, если нарушится симметрия из-за различий в высоте растущих растений, потери какого-то растения по каким-либо причинам, или небольшая разница в цвете растений.

2. Асимметричный баланс

  • В асимметричном балансе стороны отличаются друг от друга, это создает движение, чувство любопытства, сад становится живым. Ландшафтный дизайн, в котором используется Асимметричный баланс, приобретает единство и равновесие через повторение некоторых элементов.

  • Асимметрия в саду является немного более трудна для восприятия, цель ландшафтного дизайна сделать сад естественным и непринужденным. Всю общую массу растений и элементов ландшафтного дизайна необходимо сбалансировать между левой и правой сторонами.
  • Хорошим примером асимметричного баланса является традиционный японский сад, в котором, кажется, что камни, деревья, и кустарники расположены хаотически. На самом деле все элементы этого сада визуально тщательно сбалансированы, даже если смотреть с любой позиции в саду.

Асимметричный баланс в ландшафтном дизайне

  • Другим хорошим примером симметричного баланса может служить сад, в котором форма цветника или дорожки отличаются по обе стороны разделительной линии пейзажа, в то же время создан обмен одних и тех же элементов дизайна и растений.
  • Одна сторона может содержать изогнутую линию, например, цветника, а другая сторона прямая, жесткая в противоположность первой.

Этот тип контраста может быть очень интересен, потому что плавные линии приятны для глаз, а смелый контраст в сочетании с прямой линией может быть очень необычным и привлекательным.

  • Асимметричный баланс не зависит от формы вашего сада, вы свободны делать то, что вам нравиться.
  • Правильно созданный асимметрично сбалансированный ландшафтный дизайн должен вызывать чувство стабильности. Расположенные как бы случайно элементы дизайна и растения должны выглядеть очень естественно, как если бы они были на этом месте в течение многих лет.

  • Примером асимметричного сада может быть сад, где с одной стороны располагаются в основном крупные деревья и кустарники, а другая сторона преимущественно содержит ниже растущий цветник.

При создании А симметричного сада, вы должны убедиться, что поддерживаете единство дизайна посредством использования таких элементов, как камни, растения, арт-объекты. Размещение элементов должно быть обосновано и не приводить к мешанине.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector