8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синтезированные камни немного истории

Искусственный александрит: производство, области применения, стоимость

Искусственный александрит: описание

Александрит – изумительный по красоте минерал, способный изменять свой цвет. Его так же называют царским. Ведь самоцвет получил свое имя в честь российского императора Александра II. А еще кристалл именуют хамелеоном. Он способен менять свой окрас при разном освещении.

Но на данный момент настоящие природные кристаллы в продаже встречаются очень редко и стоят дорого. Ведь действующих месторождений этого камня на Земле немного, они истощены.

На помощь любителям александритовых украшений пришли ученые. Они в лабораторных условиях научились создавать искусственные аналоги царского камня. Синтезированные экземпляры неотличимы от натуральных. Иногда первые по красоте превосходят натуральные аналоги. Гидротермальные камни ярче, их цветовая палитра шире. В них отсутствуют внешние дефекты, такие как мелкие трещинки, дымчатость, посторонние включения. Причем параметры царским самоцветам задаются заранее.

Физические и химические свойства

Синтезированные самоцветы-хамелеоны сохраняют все внешние, физические и химические свойства натуральных александритов. Гидротермальные камни обладают:

  • высокой прозрачностью;
  • твердостью по шкале Мооса около 8-8,5 единиц;
  • плотностью – 3,6-3,8 гр/см3;
  • коэффициентом преломления – 1,74-1,75;
  • стеклянным блеском;
  • несовершенной спайностью;
  • раковистым изломом.

Минералы не взаимодействуют с магнитом. Они стойки к кислотам, кроме плавиковой и борной, плавятся при температуре 1800°С.

Благодаря современным технологиям ученые создают искусственные александриты любых оттенков, начиная с зеленых, заканчивая пурпурными. Причем эффект переливчатости сохраняется. Кристаллы при дневном освещении отливают темно-синим, темно-зеленым, зеленовато-голубым, оливково-зелёным цветом. А при свете ламп или луны они становятся розово-малиновыми, красно-фиолетовыми, пурпурными.

История происхождения

Первые шаги по изготовлению синтезированных кристаллов-хамелеонов стали осуществляться во второй половине XIX столетия во Франции. Они увенчались успехом, ученым удалось получить мельчайшие минералы.

В Советском Союзе опыты были продолжены, удалось разработать технологические основы для получения царских самоцветов. С помощью русского метода получают искусственный александрит за 7 дней. Гидротермальные камни так же производят в США и Японии.

Разновидности

Мастера подразделяют кристаллы-хамелеоны на группы в зависимости от того, какая у них цветовая гамма при естественном и искусственном освещении:

Как получают искусственный александрит?

Во времена Советского союза была разработана технология получения синтезированных царских самоцветов высокого качества. Это так называемый метод горизонтальной направленной кристаллизации (ГНК).

Вначале лист из молибдена выгибают в форме лодочки. В этот контейнер помещают смесь химических веществ, из которых состоит натуральный александрит. «Лодочку» помещают в нагревательную зону специальной установки. Затем из нее откачивается воздух, устанавливается определенная температура. Во время процесса с помощью специальных автоматических весовых систем происходит постоянный контроль прироста массы кристаллов. В течение недели идет процесс выращивания минералов. За год можно получить несколько килограммов минералов ювелирного качества.

Американские мастера для получения искусственных царских камней используют другую методику, называемую вытягиванием из расплава. Этим способом были созданы экземпляры массой до 450 карат, длиной до 6,5 сантиметров, размером в поперечнике 1,3-2 сантиметра. К тому же ювелиры считают такие образцы высококачественными. Часто их используют в сочетании с другими драгоценными и полудрагоценными камнями.

Области применения искусственного александрита

Синтетический александрит чаще всего используется в ювелирной промышленности. Широкая цветовая гамма и необычный эффект изменения окраса днем и вечером делает камень привлекательным для модниц всех возрастов.

Носить драгоценности с натуральным самоцветом-хамелеоном стало модным еще во времена императоров. Если у жены дипломата, придворной дамы или дворянки не было александритового аксессуара, то это считалось дурным тоном.

Это веяние не прошло до сих пор. В XXI столетии искусственные камни выглядят ни сколько не хуже, а иногда и лучше своих природных собратьев. Обычно ювелиры гранят самоцветы ступенчато или в форме капли. Этот прием позволяет добиться того, что минералы переливаются и сверкают. Любители украшений с удовольствием носят драгоценности с искусственным царским камнем.

Ученые научились создавать минералы-хамелеоны, которые используют при производстве лазеров для создания медицинских приборов. С их помощью проводят сложнейшие операции на глазных яблоках и сердце. Эти современные установки позволяют разрезать мельчайшие кровеносные сосуды.

Украшения

Ювелирные александритовые изделия всегда выглядят великолепно. Причем мастера в качестве обрамления царского самоцвета используют благородные металлы высшей ювелирной пробы. Экстрасенсы считают, что драгоценности с минералами-хамелеонами стоит носить только в паре.

Изящное золотое кольцо с царским самоцветом в обрамлении бриллиантов подчеркнет статусность его владелицы. Такое украшение можно надеть на светское, официальное, торжественное мероприятие. Аксессуар подойдет даме любого возраста и к любому праздничному наряду.Шикарное кольцо с амблигонитом, искусственным александритом и изумрудами – это настоящее произведение искусства. Такой аксессуар стоит носить женщине зрелого возраста. Его не стыдно надеть на торжественный ужин или юбилей. Украшение будет прекрасно смотреться с коктейльным платьем в пол.

Серебряные серьги с синтетическими александритами и фианитами. Аксессуар подчеркнет красоту леди. Украшение необычной формы не останется незамеченной. Оно притянет завистливые взгляды всех окружающих.Элегантный браслет из серебра с минералами-хамелеонами станет прекрасным дополнением к офисному костюму. И бизнес-леди, и рядовая сотрудница могут позволить себе носить аксессуар из искусственного александрита.

Литотерапевты утверждают, что постоянное ношение украшения с самоцветами-хамелеонами благотворно влияют на общее самочувствие.

Уход за камнем

Чтобы александритовые изделия как можно дольше радовали своей красотой надо знать и соблюдать определенные правила:

  1. Придя домой, украшение сразу снимают, чтобы минерал не соприкасался с бытовой химией.
  2. Раз в полгода кристалл промывают в мыльной жидкости, а затем прополаскивают под струей теплой воды. После этих манипуляции украшение протирают чистой мягкой тканью.
  3. Хранят драгоценности в мягком мешочке, сшитом из плюша.
  4. Нельзя допускать механических повреждений и падений аксессуаров.

Бережное отношение продлит жизнь прекрасного камня. Украшение будет переходить из поколения в поколение, сохраняя свой привлекательный внешний вид.

Отличия настоящего и искусственного александрита

Отличить гидротермальные камни-хамелеоны от образцов, созданных природой, могут только ювелиры при помощи специального оборудования. Но простым покупателям стоит знать признаки, присущие синтетическим минералам. Обычно это прозрачные светло-сиреневые образцы с минимальным изменением цвета в дневное и вечернее время. Причем при дневном освещении самоцветы имеют желтоватый отлив. Иногда встречаются кристаллы темно-бордового окраса, похожие на рубины. Серо-оливковые образцы достаточно редки. Они считаются низкопробными синтетическими камнями.

Где купить и стоимость?

Покупают александритовые аксессуару только в специализированных ювелирных магазинах, которые могут предоставить сертификаты качества на свои товары.

Цена гидротермального самоцвета зависит от нескольких факторов. В частности от каратности и основного окраса кристалла. Так же от того, какой металл использован для обрамления.

Серебряные изделия можно приобрести в такую цену:

  • кольцо – за 7500 рублей;
  • серьги – 4000;
  • браслет – 6500;
  • кулон – 1500.

Стоимость драгоценностей из золота в разы больше.

Александрит — эксклюзивный кристалл, имеющий прекрасный внешний вид. Появление на ювелирном рынке синтезированных самоцветов сделали украшения с царским минералом доступными всем любителям драгоценностей. Теперь любая модница может заиметь понравившееся александритовое украшение.

Видео: Производство искусственного александрита

?Что такое синтетические камни??

Вокруг украшений с синтезированными, то есть искусственно выращенными камнями и бижутерии со вставками-имитациями сложилось немало мифов. Пора с этими заблуждениями расстаться!

Тонкости классификации

Ювелирные камни, сотворенные не природой, а человеком, можно разделить на синтетические (синтезированные) и имитации.

Первые имеют естественный, реально существующий аналог и полностью совпадают с ним по цвету, составу, твердости и другим физико-химическим свойствам.

Например, рубины, изумруды, алмазы, сапфиры бывают натуральные и синтетические.

Камни, выращиваемые лабораторно, набирают коммерчески привлекательный вес за считанные месяцы, тогда как в природе этот процесс длится столетиями.

Термин «синтетические» по отношению к драгоценным камням «из пробирки» считается в ювелирной среде неудачным, поскольку ассоциируется у потребителей с имитацией и даже подделкой. Украшения с такими камнями, разумеется, имеют более доступную цену, чем с самородками, добытыми на рудниках и в шахтах, но их нельзя назвать стекляшками.

По закону производитель обязан указывать на этикетке изделия информацию о том, что камень искусственно выращен.

Отличить синтезированные камни от натуральных можно с помощью экспертизы в геммологическом центре, но никак не на глаз.

Имитации изготавливают из стекла, минералов, металлов, керамики, пластика. Природного аналога они не имеют, поскольку «изобретены» в лабораторных условиях. Так, ни у кристаллов Swarovski, ни у фианита подобия в природе нет, хотя они и похожи внешне на горный хрусталь и даже на бриллианты.

Читать еще:  Чем опасны склоны в ландшафтном дизайне

Имитирующие ювелирные вставки используются при изготовлении бижутерии и аксессуаров (часы), реже в драгоценностях.

Синтезированные камни: немного истории

Первый синтетический камень – 10-ти каратный рубин, был получен в 1891 году французским минералогом Огюстом Вернейлем. По методу Вернейля стало возможным выращивать кристаллы, пригодные для ювелирного использования, и в 1910-м аналогичным образом удалось получить синтетический сапфир.

Искусственный изумруд, идентичный натуральному, впервые выращен в 1935 году.

А вот с лучшими друзьями девушек – бриллиантами, не все так просто.

В 1954 году в лаборатории американской компании General Electric «созрел» первый искусственный алмаз, чей цикл роста можно было повторить в промышленных масштабах. Но это был минерал технического значения, а не ювелирного. Ныне в мире ежегодно производятся миллионы каратов алмазов и алмазной крошки для нужд изготовителей различных приборов, устройств, инструментов.

Искусственные алмазы ювелирного качества были получены Гербертом Стронгом и Робертом Уэнторфом (оба из General Electric) в 1970 году, но аналогам и сегодня не удалось заполонить рынок украшений.

Процесс выращивания короля камней долог, сложен и затратен по сравнению с другими самоцветами лабораторного происхождения. Бриллиант, ограненный из синтетического кристалла, может стоить от 50% до 90% цены аналогичного по весу и обработке натурального самородка, а то и превышать его по себестоимости.

По мнению ученых, за этим направлением будущее, но пока не стоит опасаться, что настоящие алмазы в ювелирном деле будут вытеснены выращенными.

Вставки-имитации: немного истории

Самые популярные имитации драгоценных и полудрагоценных камней в украшениях – фианит и кристаллы (стразы) Swarovski.

Запомните, фианит – это не искусственный бриллиант!

В его составе нет основного для алмазов элемента – углерода, но присутствует окись циркония. Получен фианит в середине 1960-х годов учеными Физического института имени П. И. Лебедева Академии наук СССР (ФИАН), в честь которого и назван.

Имитировать бриллианты с помощью ограненного свинцового стекла придумал в XVIII веке стекловар и ювелир с немецкими корнями Георг Штрасс, живший во французском Эльзасе. Фамилия мастера стала названием его изобретения: эффектные вставки получили именование «стразы».

Век спустя идеи Штрасса развил Даниэль Сваровски, потомственный огранщик богемского хрусталя. Он улучшил состав страз, качество шлифовки и стойкость напыления, чтобы те красотой огранки, прозрачностью, игрой света и блеском не уступали бриллиантам. В 1895 году в Австрии Даниэль основал компанию Swarovski, чтобы продавать свою продукцию всему миру и в первую очередь модельерам Парижа.

Дело талантливого огранщика, изобретателя первой электрической ограночной машины (1892 г.) благодаря трудам потомков процветает и ныне. Кристаллы (стразы) Swarovski имеют 12 граней, изготавливаются из высококачественного хрусталя (стекло с 32%-ным содержанием окиси свинца) с добавлением порошка синтетических и натуральных камней ювелирной ценности.

Зачем нужны синтетические камни и имитации

Прежде всего «заместители» драгоценных камней хороши тем, что делают украшения более доступными по цене.

Купить кольцо с искусственно выращенным изумрудом без чрезмерных для собственного бюджета трат или откладывать деньги несколько месяцев на красоту, созданную природой, – личный выбор каждого.

Также «альтернатива роскоши» вписывается в глобальный экотренд – заботу о сохранении окружающей среды, ведь месторождения некоторых драгоценных камней в наши дни близки к истощению.

И, наконец, у выращенного камня гораздо легче получить идеальные характеристики по весу в каратах, окраске, преломлению света, отсутствию каких-либо дефектов – вкраплений, микротрещин и прочего.

Лабораторные центры по производству синтетических камней есть в России, Китае, Индии, США, Швеции и других странах мира.

Спасибо вам за то, что прочитали статью до конца?

Нажмите на звездочку ? чтобы забрать к себе.

Синтетические камни: мифы и реальность

В последнее время ведётся множество споров о недостатках и преимуществах синтетических камней. Одни говорят, что они ничего не стоят, другие — что это новые возможности для ювелиров и покупателей.

Мы решили расставить все точки над i и разобраться в том, что синтетические вставки представляют собой на самом деле.

Аналог или имитация?

Прежде всего, разграничим понятия.

Синтезированный ювелирный камень — это абсолютный аналог природного минерала, но — созданный в лаборатории. По своей структуре, физическим и химическим свойствам он полностью идентичен природному. Имитацией же называют материал, который повторяет лишь внешние характеристики камня, но не его состав и свойства.

Синтезированные камни также принято называть «искусственно выращенными», так как процесс их создания имитирует рост минералов в природных условиях. Однако благодаря применению современных технологий и разработок рождение и рост камня в лабораторных условиях происходит значительно быстрее. Эту разницу можно сравнить с тем, как редкие цветы растут в дикой природе, и как — в оранжерее, где созданы все необходимые условия для того, чтобы соцветия получились крупными, яркими, а цветение продолжалось как можно дольше.

Создание идеальных условий для роста минералов позволяет специалистам влиять на этот процесс, совершенствуя те или иные характеристики камня. Поэтому выращенные в искусственных условиях образцы идентичны природным минералам самого высоко качества.

В настоящее время центры производства синтетических камней есть во многих странах мира, в том числе и в России.

Для чего производят синтетические камни

Во-первых, синтетические камни позволяют существенно снизить стоимость украшений с «драгоценными» вставками. Так, например, аналогами рубина, сапфира и изумруда в ювелирных изделиях становятся синтетические рубиновый и сапфировый корунды и гидротермальный изумруд. Благодаря этому любая женщина сможет купить украшение с крупными вставками, соответствующими драгоценным камням самого высокого качества.

В настоящее время существуют жёсткие правовые нормы, определяющие способы обозначения и названия ювелирных камней. В соответствии с ними слово «синтетический» в обязательном порядке указывается на бирке к изделию с подобными вставками.

Во-вторых, синтезирование позволяет добиться совершенства камня: максимальной чистоты, насыщенности цвета, высоких оптических свойств. Природные камни не всегда идеальны. А если такие образцы находятся, украшения с ними могут позволить себе единицы.

В-третьих, применение синтетических вставок в ювелирном производстве позволяет заменить природные камни из истощаемых месторождений. Так, например, в советское время александрит считался «не представляющим промышленный интерес», в результате чего единственный прииск на Урале был быстро выработан и закрыт. В связи с этим с 1980 года александриты стали выращивать искусственным путём.

Рукотворные камни

Отдельно стоит сказать о синтетических вставках, которые не считаются аналогами природных камней, а изначально являются результатом разработок учёных. К ним относятся фианиты, Swarovski Zirconia, кристаллы Swarovski, ситаллы и сапфировое стекло.

В последние годы в ювелирном производстве всё чаще используется ситалл. Это новый материал, который получают методом кристаллизации стекла, благодаря чему ситалл обладает более высокими по сравнению со стеклом физико-химическими свойствами. Прозрачность и широкая гамма цветов позволяют использовать ситаллы в качестве аналогов самых разных, в том числе и редких, камней.

Ещё один необычный ювелирный материал — сапфировое стекло. Специалисты знают его как монокристаллический алюминий и применяют при изготовлении часов. По своей структуре этот материал схож с сапфирами, полученными методом синтезирования. Он обладает высокой степенью прозрачности, износоустойчивостью, не мутнеет и не царапается.

Синтетические вставки используются в различных моделях изделий. Они более долговечны, устойчивы к солнечному свету, высоким температурам и воздействию кислот.

Синтетические драгоценные камни и имитации

Нефритовая имитация рубина. Не очень похоже, но симпатично.

Имитация драгоценных камней

Интересный факт – уже в одном из древнейших найденных на земле украшений – обсидиановых бусах из Междуречья, возраст которых насчитывает около 5000 лет, часть бусин сделаны не из природного обсидиана, а из обычной темной глины. Решил ли древний мастер сэкономить на ценном материале или сам заказчик – на цене готового продукта мы не знаем. Однако точно можем сказать, что имитация драгоценных камней – дело такое же древнее, как и история ювелирного искусства.

Не только жители Междуречья, но и древние греки, египтяне и другие народы «жульничали» на всю катушку, например, заменяя камень лазурит и бирюзу на обычный крашеный талькит.

Впрочем, то что сравнительно легко проделать с поделочными непрозрачными камнями, довольно сложно осуществить с драгоценными – в конце концов, чтобы выдать крашеное стекло за рубин, надо быть выдающимся жуликом. А большего наука и техника прошлых времен и не позволяла. По этой причине имитации драгоценных камней долгое время была не по зубам человечеству –алхимики во все времена пытались получить золото из свинца, но на выращивание драгоценных камней они даже не замахивались.

Читать еще:  Роль шаровидной туи в ландшафтном дизайне

А это уже дешевая имитация сапфира — её выдает не столько камень, сколько оправа

Синтетические драгоценные камни

Только в 1857 году французскому химику Марк Годену удалось получить в лаборатории искусственный кристалл рубина весом около 1 карата. Следующий успех произошел через 30 лет – в 1888 французы Отфель и Перре сумели получить в искусственных условиях кристалл изумруда.

Надо сказать, что химики 19-го века не занимались подделкой – выращенные ими кристаллы были почти «настоящими» камнями, с той разницей, что с помощью химии удалось в тысячи раз ускорить процессы природного образования драгоценных камней. Качество их изначально было весьма посредственным, но уже в начале 20-го века удавалось получить мелкие кристаллы, вполне годные для огранки и использования в ювелирных изделиях.

Уже в 1913 году общий объем производства методом Вернейля (методом плавки), искусственного сапфира достиг 6 млн. кар (1200 кг), а рубина—10 млн. кар (2000 кг) в год.

Без специальных знаний отличить синтетические драгоценные камни от природных, невозможно, однако, различия в их составе есть, и создать совершенно идентичные природным синтетические камни пока ещё не удалось.

Хотя по-настоящему определить происхождение драгоценного камня могут только специалисты-геммологи, мы приводим несколько советов касающихся того какие камни чаще всего используются для имитации и производятся промышленностью. На всякий случай повторю: если вы не уверены в происхождении камня – всегда лучше обратится к специалисту, химия дает потрясающие результаты и отличить настоящий камень от почти настоящего можно только в лабораторных условиях.

имитация сапфира горным хрусталем

Основные синтетические драгоценные камни и их производство

Алмаз. Давно известно, что при температуре 1100 градусов алмаз горит и превращается в графит, а раз так, то можно провести и обратное превращение и из графита получить алмаз. В 1939 году в СССР Овсей Лейпунский провел серию опытов, установил условия для образования алмазов и получил три небольших кристалла. Однако почти на 20 лет его изобретение оказалось забыто.

Первые синтетические алмазы по методу Лейпунского были получены в 50-х годах – в Швеции, в США и СССР, однако все они были мелкие и годились только для технических целей. Хотя, начиная с 1970-х годов налажено и производство ювелирных кристаллов алмаза, до сих пор оно не достигло ни подходящего качество ни подходящего объема для того, чтобы составить конкуренцию природным камням. Распространению синтетических алмазов мешает и цена их производства, явно превышающая цену добычи из кимберлитовых трубок.

Зато методов имитации алмаза хватает, для этого используют: бесцветный циркон, синтетический рутил, титанат стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

Классика имитации — «брильянт» из феанита

Аквамарин. Синтетические аквамарины не производятся, имитации выполняются из голубой шпинели и стекла.

Бирюза. Камень бирюзу имитируют… бирюзой же, но только толченной и перемешенной с клеем. С виду камни ничем не отличаются от природных, но со временем приобретают грязноватый оттенок.

Жемчуг. Секрет выращивания жемчуга в Китае известен уже 700 лет, а японцы ведут его в промышленных масштабах с 1890 года. Моллюску устрицы просто вживляют

зернышко перламутра и отпускают в море. Возможно также выращивать жемчужины и без перламутрового ядра – с вживлением кусочка кожи другой устрицы. Жемчужины растут быстро, кроме того, каждую устрицу после удаления жемчужины можно использовать повторно. Правда стоит заметить, что жемчугом называется по правилам только природный жемчуг и стоит он гораздо выше выведенного искусственным путем.

Изумруд. Синтетические изумруды одни из самых совершенных искусственных камней и почти неотличимы от природных. Однако стоимость их производства очень высока и практически не рентабельна.

Рубин. Рубин – первый промышленно производимый синтетический драгоценный камень. Его производство, что немаловажно, совсем не дорогое и потому годовой объем производства синтетических рубинов достигает миллиона каратов. Искусственные рубины идут в технические изделия и для производства недорогих украшений – их цена очень сильно отличается от рубинов природного происхождения.

Аквамарин из поделочной шпинели.

Турмалин. Синтетические турмалины не производятся.

Шпинель. Синтетическая шпинель промышленно производится с 1920-х годов и широко применяется для имитации как природной шпинели, так и аметистов, хризобериллов, гранатов, рубинов, сапфиров, топазов. Впрочем, это сама безобидная имитация – её легко можно отличить по отсутствию у нее двупреломления.

Синтетический рубин в золотой оправе. Строго говоря такой «настоящий» рубин, как природные образцы

Как можно понять из описания – от массового наводнения рынка искусственными камнями нас сейчас спасает только стоимость их производства, обычно превосходящая стоимость добычи в естественных условиях. Однако хорошо сделанные камни (а в особенности жемчуг) оригиналу ничуть не уступают, поэтому если вам попался один из «камней из пробирки», самое лучшее, что вы можете с ним сделать – забыть про предрассудки и носить его как ни в чем не бывало.

Синтетические ювелирные камни и их свойства

Еще менее 100 лет назад все было просто — производить синтетические камни тогда не умели. Знать и богатые люди украшали себя ювелирными изделиями со вставками из драгоценных камней природного происхождения. Менее богатые — довольствовались украшениями попроще, где вместо природного драгоценного камня могла присутствовать его стеклянная имитация, либо камень из менее ценной категории — например, поделочный. Тем не менее, имитации драгоценных камней определялись ювелирами «на глаз», обмануть кого-либо было сложно, и владение «настоящими» драгоценными камнями считалось признаком статуса их обладателя.

Ситуация изменилась в середине 20 века (хотя первые «признаки будущего» проявились еще в веке 18-м, с изобретением страз, имитирующих бриллианты). Открытие технологий синтеза ювелирных камней сделало драгоценные камни доступными практически всем.

Что такое синтетический ювелирный камень, и каковы его свойства?

Синтезированный драгоценный камень — это полный аналог природного, но — созданный искусственно в лаборатории или на фабрике. Этот камень по своей структуре, химическим и физическим свойствам полностью идентичен природному аналогу. Так, синтетический рубин будет по праву считаться именно рубином, а не его имитацией (подробнее о том, как проверить настоящий ли камень).

Про эти камни еще говорят — «выращенный ювелирный камень», потому что технологии иногда буквально имитируют природный процесс создания камня. Камень рождается и растет в тех же условиях, как бы это было в природе, но только значительно быстрее — благодаря современным технологиям и воздействию специальных факторов. Первоначально, подобные технологии и оборудование были едва ли не более дорогими, чем стоимость природного камня с учетом затрат на его добычу. Однако, с усовершенствованием процесса стоимость создания искусственных ювелирных камней постоянно падает.

Для чего люди стали производить синтетические драгоценные камни?

Мы нашли четыре основные причины, «кому все это нужно». Ювелирные камни выращивают лабораторным путем, чтобы:

  • Сделать менее дорогими украшения из драгоценных камней — чтобы они стали более доступны, и вырос объем продаж
  • Добиться совершенства камня (максимальной его чистоты и насыщенности цвета) — ведь природа не всегда создает их идеальными
  • Заменить исчезающие природные камни (из истощаемых месторождений) их искусственными аналогами
  • Подделывать драгоценные камни

Как и всегда в жизни, часть мотивов выглядят вполне благородно, другие же — к сожалению — открывают путь мошенничеству и соблазнам.

Таким образом, по целям и применению созданные руками человека ювелирные минералы можно разбить на 4 группы:

Синтезированный камень — полный аналог природного камня- «тёзки», повторяющие их структуру и химический состав (искусственный алмаз, изумруд, и так далее).

Камни, имеющие природные, но не ювелирные аналоги, повторяющие структуру и состав оригинала, но с улучшением внешнего вида. Их применяют как имитацию ювелирных камней (пример — искусственный муассонит, который создан по аналогу с крайне редко встречающимся природным муассонитом «метеоритного происхождения», который, в свою очередь, был крайне похож и даже блеском превосходил бриллиант).

Новый вид камня, не имеющий природных аналогов,и существующий только в искусственном виде (пример — фианит, который иногда считают «искусственным бриллиантом», но на самом деле он таковым не является).

Синтетические минералы, которые называют именами традиционных ювелирных камней (бирюза, лазурит и т.д.), но которые имеют совершенно другую структуру и свойства, и похожи на них лишь внешне. Правда, в данном случае, нам кажется, так называть искусственные камни все-таки некорректно — это вводит в заблуждение.

Читать еще:  Санвиталия сорта фото выращивание применение в ландшафтном дизайне

Группы 1 и 2 можно назвать синтетическими аналогами природных камней, а группы 3 и 4 — скорее, их имитациями.

История появления синтезированных ювелирных камней

Археологи обнаружили, что еще в Древнем Египте (3 тысячи лет до нашей эры) применялись украшения с цветными стеклами, заменявшими драгоценные камни. Аналогичные имитации были в обычае также и в Древнем Риме.

Однако, настоящие аналоги природных камней впервые появились только в 19 веке, когда технологии позволили это сделать. Первым оказался французский ученый — химик Вернейль. В 1892 году он смог разработать синтетический камень — рубин. Его метод вскоре стал применяться в промышленности, и с рубина перешел на другие камни — сапфир, шпинель и так далее.

Далее, техника выращивания монокристаллов различных минералов только совершенствовалась. Появились другие, более прогрессивные способы получения синтетических аналогов камней — изумруда, кварца, александрита. Были разработаны и совершенно уникальные кристаллы, не имеющие природных аналогов — например, ИАГ или фианит. Постепенно стоимость производства искусственных ювелирных камней снижалась, делая технологии более доступными. Сейчас лаборатории и фабрики по производству синтетических драгоценных камней существуют по всему миру, включая Россию.

А что касается аналога бриллианта (правда, относимого скорее к имитации, чем к минералу с аналогичной структурой), то здесь первым оказался изобретатель знаменитых «страз». В 1758 году Иозиф Штрасс, химик из Австрии, придумал способ производства стеклянного сплава, который отлично обрабатывался. Получив название «стразы», это вещество, играющее гранями, стало отличной заменой бриллианта и быстро вошло в моду. Добавляя по разработанной им же технологии в шихту специальные компоненты, ученые смогли получить очень красивые имитации рубина, сапфира и других самоцветов.

Камни из пробирки. Синтетические минералы в ювелирных украшениях

Начиная техникой и заканчивая продуктами питания, жизнь современного человека полна вещей, созданных им самим. Это не обязательно что-то плохое, и всё же слова “натуральный”, “природный” или “экологичный” могут стать решающими в покупке.

Насколько это оправдано в ювелирном искусстве? Попробуем разобраться!

Игра в имитацию

Начнем с четкого разделения понятий “имитация” и “синтетический камень”. Синтетические камни — те, что по внешнему виду, химическому составу и физическим свойствам соответствуют природным аналогам. Главное их отличие — лабораторное происхождение. Процесс их создания повторяет рост минералов в природных условиях — отсюда и выражение “искусственно выращенные”

Имитация повторяет только внешний вид камня, но не его состав и свойства. Зачастую для этого используют пластик или стекло. Такие вставки особенно часто используются для создания бижутерных украшений, но их можно встретить и в серебре. Как отличить имитацию от настоящих камней, можно узнать в других наших статьях.

Камни из пробирки. История изобретения способов выращивания драгоценных камней

В эпоху Возрождения алхимиков интересовало воссоздание дорогих материалов из более дешевых. Так они начали уделять особое внимание практической металлургии, горному делу и медицине. Многим известен легендарный “Философский камень” — некий реактив, при помощи которого металлы превращались в золото, а также создавался эликсир жизни.

И хотя алхимия так и не стала серьезной наукой, она всё же дала толчок к развитию современной химии и физики.

Уже в конце 19 века научные достижения позволили создать синтетические минералы. Они не только не отличались от природных, но и превосходили их по некоторым параметрам.

Синтетические рубины появились в Париже ещё в 1885 году. Они покорили покупателем разнообразием и ценой. Но так было только поначалу. Популярность синтетических рубинов подстегнула производителей поднять стоимость — всего за год она возросла вдвое. Впрочем, это не остановило поклонников драгоценного камня и вскоре искусственно выращенные рубины исчезли с прилавков магазинов.

Переворот в этой области совершил французский химик Огюст Вернейль. В 1892 году он разработал способ выращивания монокристаллов для создания искусственных драгоценных камней. Его назвали “Метод Вернейля”.

Об успехах ученый рассказал всему миру в 1902 году, а спустя пять лет его лаборатория превратилась в промышленное производство, выпустившее тонну рубинов в 30 печах.

В промышленности с помощью “Метода Вернейля” синтезировали рубины, а позже и сапфиры, шпинели, александритоподобные рубины и другие камни.

Основные способы выращивания драгоценных камней: метод Вернейля, способ Чохральского, гидротермальный способ

Метод Вернейля стал первым промышленным способом выращивания драгоценных камней. Он заключается в следующем: к горелке с направленным вниз соплом через внешнюю трубу подводится водород, а через внутреннюю — кислород. К кислороду добавляется измельченный порошок окиси алюминия, нагревается и расплавляется под огнем гремучего газа. Под соплом располагается стержень запеченного корунда — кристаллоносца. На него стекается расплавленная окись алюминия, образуя шарик расплава.

Такой способ был распространен только в Европе. Его использовали “Sodem Djevahirdjian” в Швеции, “Baikowski” и “Rubis Synthdes” во Франции и “Weiders Carbidwerk” в ФРГ. С 1940-го года этот способ начал использоваться и в США, когда компания “Линде” наладила промышленный выпуск корундов.

Второй распространенный метод — способ Чохральского. Расплав вещества для кристаллизации камней помещают в огнеупорный тигель и нагревают на высокочастотном индукторе. В расплав на вытяжном валу опускают материал будущего кристалла и наращивают до нужной толщины. Затем вал вращают для равномерного распределения примесей и выравнивания температуры.

Этот способ предполагает выпуск синтетических корундов любой формы, поэтому они нередко используется в технике.

Эффективен и гидротермальный способ выращивания камней. Процесс осуществляется в автоклавах, заполненных раствором нужного минерала. В нижней части механизма температура более высокая, поэтому, когда насыщенный раствор поднимается вверх и попадает в условия пониженной температуры, он осаждается.

Гидротермальный способ позволяет получить ювелирные камни весьма высокого качества. Именно им американская компания “Чатэм” изготавливает рубины размером до 60 мм.

И хотя метод Вернейля считается классическим, сейчас используются и совершенствуются все три способа.

Дело рук человека

Так как корунды состоят преимущественно из оксида алюминия, окрас регулируется малыми примесями других оксидов металлов. Так, для получения рубина используется окись хрома, сапфира — окись железа и титана, корунда с александритовым эффектом — соли ванадия.

Все эти камни — аналоги природным. Но отдельно хочется рассказать о том, что является полностью делом рук человека.

Например, о фианите. По своим показателям преломления этот камень близок к алмазу. На свету кристаллы фианита дают яркую дисперсию, в которой можно рассмотреть все цвета радуги. С помощью примесей можно получить различные цвета фианита: красный, розовый, оранжевый, голубой, белый, но не изумрудный.

Камень назван в честь Физического института Академии Наук СССР (ФИАН), где он был впервые синтезирован в 1970-1972-х годах. Но это имя знакомо только на территории бывшего СССР и Восточной Европы. В других странах его больше знают как “цирконий” — Cubic zirconia.

Интересный факт — у фианита всё же есть природный аналог — тажеранит. Но открыт он был позже, чем синтезирован фианит.

Почему синтетические камни лучше природных

Камни, созданные природой — произведение искусства, вызывающие восхищение. Но, как и произведения искусства, они не вечны. Месторождения натуральных камней стремительно исчерпываются. Для создания камня в лаборатории может понадобится около 2 часов, а в природных условиях куда дольше.

Вдохновившись природой, человеку удалось создать не просто нечто похожее, а полноценный прототип, который по ряду качеств превосходит свой природный аналог. Ювелирные камни выращивают в идеальных лабораторных условиях, а потому результат — материал высокого качества. Чистота, насыщенность цвета, оптические свойства — всё это регулируется и дает свободу для фантазии ювелиров.

Синтетические камни и более износостойки. Они не реагируют на жирную среду и более устойчивы к выцветанию.

Неоспоримым плюсом остается и стоимость изделия. Украшения с рубинами, изумрудами и сапфирами теперь могут себе позволить куда больше людей, чем в конце 19 века. Красота и доступность — вот что такое возможность создавать ювелирные камни.

Что же остается натуральным камням? Они всё так же используются в ювелирном искусстве, но гораздо реже. Это роскошь, многим недоступная для ювелирного гардероба. А ведь красота синтетического камня не уступает природному! Параллель с произведением искусства снова здесь применима — натуральные камни и роскошные украшения с ними скорее объект любования, а не использования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector