4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технические особенности наружного освещения

Уличное освещение. Вид, типы, преимущества и недостатки

Уличное освещение предназначено для повышения оптической видимости ночью или в условиях плохой видимости.

Освещение осуществляется светильниками, которые закреплены на прожекторных мачтах, опорах освещения или путепроводах. Управление прожекторами и светильниками происходит из диспетчерского пункта или выполнено в автоматическом режиме.

Назначение уличного освещения

Уличное освещение не должно отклоняться от регламентов, закрепленных в нормативных строительных актах (СНиП).

  • При использовании освещения для крупных автомагистралей, кольцевых линий, рекомендуется применение светильников, оснащенных рефлекторами, благодаря этому повышается концентрация светового потока. Осветительные приборы желательно устанавливать на высоте, позволяющей применять лампы без применения рассеивателей.
  • При освещении второстепенных дорог применяются светильники, снабженные рельефным плафоном, позволяющим рассеивать свет на значительное расстояние.
  • В конструкции фонарей, применяемых для освещения пешеходных дорожек, транспортных остановок и тротуаров используется плафон круглого или цилиндрического типа который рассеивает световые лучи.
  • Для подсветки объектов, которые несут определенную информацию (дорожные знаки, номера, реклама) применяется внутренняя подсветка или используются специальные осветительные приборы.

Классификация наружного освещения

Современное освещение классифицируется по типу ламп, для него используемых это:

  1. Светильники с лампами накаливания, в настоящее время практически не используются.
  2. Светильники с дуговыми лампами,
  3. Светодиодные светильники,
  4. Индукционные светильники нового поколения.

Лампы ДНАТ (натриевые) и ЛВД (ртутные), используемые в качестве ламп для уличного (наружного) освещения на настоящее время самые распространённые, и самые востребованные в освещении. В основном из-за своей невысокой стоимости и высокого уровня светоотдачи.

Характеристика светодиодного уличного освещения

Самым эффективным по энергосбережению видом уличного освещения считаются светодиодные системы освещения. Применение в уличном освещении светодиодов позволяет получить уникальный прибор, которой может быть востребован во всех сферах уличного (наружного) освещения. Светооптические модели могут перераспределить световой поток по освещаемой поверхности. Это достигается при изготовлении различных типов корпусов светильника. Особенность таких прожекторов состоит в том, что на плате из светодиодов устанавливаются различные оптические линзы LEDiL, это позволяет выбрать свой спектр сил света (КСС).

Оптимальные характеристики прибора освещения определяются его светоотдачей и коэффициентом использования светового потока, на который влияет рельеф освещаемой местности и КСС светильника. Оптимальный эффект от освещения зависит от расположения осветительного прибора на опоре или мачте освещения, расстояния между осветительными опорами, расстановкой прожекторов относительно друг друга на противоположных сторонах дороги. Максимальное значение угла света в меридиональной плоскости прожектора зависит от величины расстояния между светильниками.

Рис №1. Внешний вид светодиодных светильников. а)светильник с глубокой КСС; б) прожектор, концентрирующий КСС; в) светильник с косинусной КСС; г, д) светильники с широкой КСС; е) светильник кососвет.

На интенсивность светового распределения влияет и оптика, которая защищает светильник от агрессивных внешнего влияния.

Управление наружным освещением

Оперирование управлением уличного освещения может осуществляться несколькими способами.

  1. Ручное управление освещением, посещение электроустановок оперативным или обслуживающим персоналом с последующим включением и отключением осветительных линий. Такой вид управления требует наличия персонала и необходимость выполнения графика бесперебойной работы электроустановки.
  2. Применение датчиков освещенности, недостаток такого метода, необходимость периодической очистки датчиков от грязи, пыли и снега, мешающих светочувствительности.
  3. Использование реле времени, применение их не зависит от длительности светового дня.
  4. Использование микропроцессорных систем управления, применяются в зависимости от разных режимов работы(ручное, автоматическое по календарю, дистанционное).

Автоматическое управление уличным (наружным) освещением, осуществляется системой АСУНО-GSM. Система отлично справляется с функцией экономии электроэнергии за счет заданных режимов управления в зависимости от календарного времени. Нарушения в режиме работы системы автоматически передаются на пульт дистанционного управления и на личный мобильный телефон оперативного персонала, отвечающего за бесперебойную работу системы.

Рис №2. Составляющие элементы в системе управления наружным (уличным) освещением.

Новинкой интеллектуального энергосберегающего освещения является применение светодиодных светильников, датчиков движения и использование беспроводной связи между светильниками и диспетчерским пунктом.

Система работает в полностью автоматическом режиме, и реагирует разгоранием света, на появление человека или транспортного средства. В отсутствии кого-либо, система приглушает уличное освещение.

Особенностью этой системы является радиосвязь между соседними прожекторами, при появлении объекта происходит разгорание не только конкретного фонаря находящегося в непосредственной близости от объекта, но и последующие, по мере отдаления от них объекта происходит неполное понижение освещенности, таким образом, создается зона безопасности, позволяющая увидеть приближающийся другой объект. Также уличные фонари могут информировать диспетчерский пункт о существующих неполадках в освещении, что упрощает поиск неисправности.

Уличное освещение на солнечных батареях

Самым инновационным уличным освещением, несущим отличный экономический эффект, считается применение осветительных установок на солнечных батареях. Система состоит:

  1. Двусторонние солнечные батареи;
  2. Светодиодные LED светильники;
  3. Контроллер;
  4. Аккумуляторные батареи;
  5. Опоры освещения;
  6. Шкаф ОСО.

Рис №3. Система освещения на солнечных батареях

Статья 21. Содержание объектов (средств) наружного освещения

Статья 21 . Содержание объектов (средств) наружного освещения

21.1. Наружное освещение подразделяется на уличное и придомовое.

К элементам наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабель, источники питания (в том числе сборки, питательные пункты, ящики управления).

21.2. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением городского округа должно способствовать созданию безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения.

21.3. Организация уличного освещения осуществляется в соответствии с ГОСТ Р50507-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 24940-96 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности», СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», а также «Указаниями по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов», утвержденными Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12 мая 1988 года N 120.

21.4. Все устройства уличного, придомового и другого наружного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Содержание и ремонт уличного и придомового освещения, подключенного к единой системе уличного освещения, осуществляет эксплуатирующая организация.

Содержание придомового освещения, подключенного к вводным распределительным устройствам жилых домов, осуществляют организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или управляющие организации.

21.5. Запрещается самовольное подсоединение и подключение проводов и кабелей к сетям и устройствам наружного освещения.

21.6. Опоры электрического освещения, опоры контактной сети общественного и железнодорожного транспорта, защитные, разделительные ограждения, дорожные сооружения и элементы оборудования дорог должны быть покрашены, содержаться в исправном состоянии и чистоте.

При замене опор электроснабжения указанные конструкции должны быть демонтированы и вывезены владельцами сетей в течение 3-х суток.

За исправное состояние, безопасное состояние и удовлетворительный внешний вид всех элементов и объектов, размещенных на опорах освещения и опорах контактной сети общественного и железнодорожного транспорта, несет ответственность собственник данных опор.

21.7. Инженерные сети должны быть покрашены и изолированы, иметь удовлетворительный внешний вид, очищены от надписей, рисунков и посторонних предметов.

21.8. Не допускается эксплуатация сетей и устройств наружного освещения при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.

21.9. Металлические опоры, кронштейны и другие элементы устройств наружного освещения должны содержаться в чистоте, окрашиваться собственниками и не иметь очагов коррозии.

21.10. Организации, в ведении которых находятся устройства наружного освещения, обеспечивают их технически исправное состояние, при котором количественные и качественные показатели соответствуют заданным параметрам, своевременное включение и отключение и бесперебойную работу устройств наружного освещения в ночное время.

21.11. Включение и отключение наружного освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и других освещаемых объектов производится по графику, утвержденному органами местного самоуправления.

21.12. Собственники (владельцы, пользователи) объектов наружного освещения или объектов, оборудованных средствами наружного освещения, а также организации, обслуживающие объекты (средства) наружного освещения, обязаны:

21.12.1. следить за надлежащим освещением улиц, дорог, качеством опор и светильников, осветительных установок; при нарушении или повреждении производить своевременный ремонт;

21.12.2. следить за включением и отключением освещения в соответствии с установленным порядком;

21.12.3. соблюдать правила установки, содержания, размещения и эксплуатации наружного освещения и оформления;

21.12.4. своевременно производить замену фонарей наружного освещения.

21.13. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95% от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, одного за другим.

21.14. Включение наружного освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов производится при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 20 лк, а отключение — в утренние сумерки при ее повышении до 10 лк.

21.15. Включение и отключение устройств наружного освещения подъездов жилых домов, систем архитектурно-художественной подсветки, рекламы производится в режиме работы наружного освещения улиц.

21.16. Нарушения в работе устройств наружного освещения, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Вывоз поврежденных (сбитых) опор уличного освещения и контактной сети электрифицированного транспорта осуществляется собственниками либо эксплуатирующими опоры организациями:

— на основных улицах — незамедлительно;

— на остальных территориях, а также демонтируемые опоры — в течение суток с момента обнаружения (демонтажа).

Срок восстановления свечения отдельных светильников не должен превышать 5 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения.

Читать еще:  Приемы и методы зонирования дачного участка

21.17. В охранной зоне инженерных сетей производится скашивание травы и уборка дикорастущей поросли собственниками (пользователями) инженерных сетей.

21.18. Эксплуатацию дворового освещения, козырькового освещения и освещения адресных таблиц (указатели наименования улиц, номера домов) домов обеспечивают собственники либо лица, осуществляющие по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами.

21.19. Осветительное оборудование должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и не представлять опасности для жизни и здоровья населения.

21.20. Не допускается самовольный снос или перенос элементов наружного освещения.

21.21. С целью художественно-светового оформления территории городского округа устанавливаются следующие виды наружного освещения:

21.21.1. уличное (утилитарное) освещение — освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, функциональных зон аэропортов и территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей территории городского округа с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов и для общей ориентации в пространстве;

21.21.2. архитектурно-художественное освещение — освещение фасадов зданий, сооружений, произведений монументального искусства для выявления их архитектурно-художественных особенностей и эстетической выразительности;

21.21.3. ландшафтное освещение — декоративное освещение зеленых насаждений, других элементов ландшафта и благоустройства в парках, скверах, пешеходных зонах с целью проявления их декоративно-художественных качеств;

21.21.4. рекламное и информационное освещение — конструкции с внутренним или внешним освещением: щитовые и объемно-пространственные конструкции, стенды, тумбы, панели-кронштейны, настенные панно, перетяжки, электронные табло, проекционные, лазерные средства, арки, порталы, рамы и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, а также витражи (витрины) в оконных, дверных проемах и арках зданий, функционально предназначенные для распространения рекламы или социальной рекламы, конструкции с элементами ориентирующей информации (информирующие о маршрутах движения и находящихся на них объектах), места остановок, стоянок, переходов и т.д., световые сигналы, указывающие транспорту и пешеходам направления движения.

21.22. Освещение главных улиц и площадей городского округа, а также расположенных на них отдельных зданий, сооружений и монументов выполняется в соответствии с основными направлениями архитектурного, дизайнерского и цветового оформления городского округа.

Установки архитектурно-художественного освещения должны иметь два режима работы: повседневный и праздничный.

21.23. Проект наружного освещения разрабатывается с учетом места размещения объекта, а также количества и дислокации собственников (арендаторов) отдельных встроенных или встроенно-пристроенных помещений. В проекте закладываются общие принципы и способы архитектурно-художественного освещения, праздничной подсветки, размещения элементов рекламы и декоративно-художественного оформления с учетом членений фасадов, пропорций отдельных элементов, а также вида, цвета и рисунка материалов отделки.

21.24. Отдельные элементы рекламы и дизайн-оформления (как световые, так и не световые), размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются в соответствии с общими принципиальными решениями, заложенными в проекте. В случае желаемого или вынужденного отклонения отдельных элементов от общих решений проект подлежит корректировке.

21.25. Монтаж и эксплуатация линий уличного освещения и элементов праздничной подсветки (иллюминации) улиц и площадей городского округа, осуществляется специализированной энергетической организацией в соответствии с требованиями законодательства.

Монтаж и эксплуатация установок архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки отдельных зданий и сооружений осуществляется собственником (арендатором) здания либо специализированной организацией, привлекаемой собственником (арендатором) по договору.

Эксплуатация наружного освещения осуществляется в соответствии с техническими требованиями, установленными законодательством.

21.26. Каждый объект наружного освещения должен иметь рабочий проект и исполнительную документацию. Проектирование объектов наружного освещения, а также контроль за их состоянием в процессе эксплуатации, осуществляется в соответствии с требованиями Свода правил СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение» и с учетом обеспечения:

21.26.1. экономичности и энергоэффективности применяемых установок, рационального распределения и использования электроэнергии;

21.26.2. эстетики элементов осветительных установок, их дизайна, качества материалов и изделий при их восприятии в дневное и ночное время.

21.27. Обслуживание элементов наружного освещения на территориях ограниченного пользования обеспечивается собственниками таких территорий. Обслуживание элементов наружного освещения на землях общего пользования, за исключением установки объектов наружного освещения при строительстве, реконструкции, ремонте зданий, строений физическими, юридическими лицами для освещения прилегающей к этим объектам территории, осуществляют лица, на обслуживании и (или) содержании которых находятся данные объекты.

21.28. Содержание опор наружного освещения, используемых для крепления контактной сети электрического транспорта, обеспечивается собственниками указанных объектов и (или) лицами, на обслуживании и (или) содержании которых находятся данные объекты.

Наружное освещение: нормы, особенности монтажа

Расчет и техническое обоснование норм освещения пешеходно-транспортной сети сельских поселений. Используемые в данной сфере источники и света и оценка их практической эффективности, закономерности организации их питания. Выполнение и защита сетей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Наружное освещение: нормы, особенности монтажа

сеть освещение сельский наружный

Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по таблице

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1. Главная улица, площади общественных и торговых центров

2. Улицы в жилой застройке, основная,

второстепенная, переулки, проезды

3. Поселковая дорога

Для наружного освещения могут применяться любые источники света. Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

При установке светильников наружного освещения необходимо учитывать, что:

1. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

2. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.

3. Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

4. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т.п.).

5. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75 м.

На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

Питание установок наружного освещения

1. Питание установок наружного освещения может выполняться непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств (ВРУ).

Читать еще:  Сводная таблица ламп для освещение растений

2. Для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.

3. Питание светильников допускается выполнять от дополнительно прокладываемых для этого фазных и общего нулевого провода воздушной электрической сети города, населенного пункта, промышленного предприятия.

4. Осветительные установки городских транспортных и пешеходных тоннелей, осветительные установки улиц, дорог и площадей категории А по надежности электроснабжения относятся ко второй категории, остальные наружные осветительные установки — к третьей категории.

5. Питание светильников освещения территорий микрорайонов следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих вблизи сетей уличного освещения, исключая сети улиц категории А, в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации. Светильники наружного освещения территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, пионерлагерей могут питаться как от вводных устройств этих зданий или от трансформаторных подстанций, так и от ближайших распределительных сетей наружного освещения при условии соблюдения требований

Нормы освещения улиц, дорог и площадей городских поселений с регулярным транспортным движением и асфальтобетонным или бетонным покрытием проезжей части

Технические особенности наружного освещения

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

Дата введения 2014-07-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55708-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 55707-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной, определяемой стандартными условиями наблюдения.

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

Уличное освещение. Вид, типы, преимущества и недостатки

Уличное освещение предназначено для повышения оптической видимости ночью или в условиях плохой видимости.

Освещение осуществляется светильниками, которые закреплены на прожекторных мачтах, опорах освещения или путепроводах. Управление прожекторами и светильниками происходит из диспетчерского пункта или выполнено в автоматическом режиме.

Назначение уличного освещения

Уличное освещение не должно отклоняться от регламентов, закрепленных в нормативных строительных актах (СНиП).

  • При использовании освещения для крупных автомагистралей, кольцевых линий, рекомендуется применение светильников, оснащенных рефлекторами, благодаря этому повышается концентрация светового потока. Осветительные приборы желательно устанавливать на высоте, позволяющей применять лампы без применения рассеивателей.
  • При освещении второстепенных дорог применяются светильники, снабженные рельефным плафоном, позволяющим рассеивать свет на значительное расстояние.
  • В конструкции фонарей, применяемых для освещения пешеходных дорожек, транспортных остановок и тротуаров используется плафон круглого или цилиндрического типа который рассеивает световые лучи.
  • Для подсветки объектов, которые несут определенную информацию (дорожные знаки, номера, реклама) применяется внутренняя подсветка или используются специальные осветительные приборы.

Классификация наружного освещения

Современное освещение классифицируется по типу ламп, для него используемых это:

  1. Светильники с лампами накаливания, в настоящее время практически не используются.
  2. Светильники с дуговыми лампами,
  3. Светодиодные светильники,
  4. Индукционные светильники нового поколения.

Лампы ДНАТ (натриевые) и ЛВД (ртутные), используемые в качестве ламп для уличного (наружного) освещения на настоящее время самые распространённые, и самые востребованные в освещении. В основном из-за своей невысокой стоимости и высокого уровня светоотдачи.

Характеристика светодиодного уличного освещения

Самым эффективным по энергосбережению видом уличного освещения считаются светодиодные системы освещения. Применение в уличном освещении светодиодов позволяет получить уникальный прибор, которой может быть востребован во всех сферах уличного (наружного) освещения. Светооптические модели могут перераспределить световой поток по освещаемой поверхности. Это достигается при изготовлении различных типов корпусов светильника. Особенность таких прожекторов состоит в том, что на плате из светодиодов устанавливаются различные оптические линзы LEDiL, это позволяет выбрать свой спектр сил света (КСС).

Читать еще:  Складная деревянная мебель для дачи

Оптимальные характеристики прибора освещения определяются его светоотдачей и коэффициентом использования светового потока, на который влияет рельеф освещаемой местности и КСС светильника. Оптимальный эффект от освещения зависит от расположения осветительного прибора на опоре или мачте освещения, расстояния между осветительными опорами, расстановкой прожекторов относительно друг друга на противоположных сторонах дороги. Максимальное значение угла света в меридиональной плоскости прожектора зависит от величины расстояния между светильниками.

Рис №1. Внешний вид светодиодных светильников. а)светильник с глубокой КСС; б) прожектор, концентрирующий КСС; в) светильник с косинусной КСС; г, д) светильники с широкой КСС; е) светильник кососвет.

На интенсивность светового распределения влияет и оптика, которая защищает светильник от агрессивных внешнего влияния.

Управление наружным освещением

Оперирование управлением уличного освещения может осуществляться несколькими способами.

  1. Ручное управление освещением, посещение электроустановок оперативным или обслуживающим персоналом с последующим включением и отключением осветительных линий. Такой вид управления требует наличия персонала и необходимость выполнения графика бесперебойной работы электроустановки.
  2. Применение датчиков освещенности, недостаток такого метода, необходимость периодической очистки датчиков от грязи, пыли и снега, мешающих светочувствительности.
  3. Использование реле времени, применение их не зависит от длительности светового дня.
  4. Использование микропроцессорных систем управления, применяются в зависимости от разных режимов работы(ручное, автоматическое по календарю, дистанционное).

Автоматическое управление уличным (наружным) освещением, осуществляется системой АСУНО-GSM. Система отлично справляется с функцией экономии электроэнергии за счет заданных режимов управления в зависимости от календарного времени. Нарушения в режиме работы системы автоматически передаются на пульт дистанционного управления и на личный мобильный телефон оперативного персонала, отвечающего за бесперебойную работу системы.

Рис №2. Составляющие элементы в системе управления наружным (уличным) освещением.

Новинкой интеллектуального энергосберегающего освещения является применение светодиодных светильников, датчиков движения и использование беспроводной связи между светильниками и диспетчерским пунктом.

Система работает в полностью автоматическом режиме, и реагирует разгоранием света, на появление человека или транспортного средства. В отсутствии кого-либо, система приглушает уличное освещение.

Особенностью этой системы является радиосвязь между соседними прожекторами, при появлении объекта происходит разгорание не только конкретного фонаря находящегося в непосредственной близости от объекта, но и последующие, по мере отдаления от них объекта происходит неполное понижение освещенности, таким образом, создается зона безопасности, позволяющая увидеть приближающийся другой объект. Также уличные фонари могут информировать диспетчерский пункт о существующих неполадках в освещении, что упрощает поиск неисправности.

Уличное освещение на солнечных батареях

Самым инновационным уличным освещением, несущим отличный экономический эффект, считается применение осветительных установок на солнечных батареях. Система состоит:

  1. Двусторонние солнечные батареи;
  2. Светодиодные LED светильники;
  3. Контроллер;
  4. Аккумуляторные батареи;
  5. Опоры освещения;
  6. Шкаф ОСО.

Рис №3. Система освещения на солнечных батареях

Типы уличного освещения

Мы настолько привыкли к уличному освещению, что его не замечаем. Вспомните, ведь наверняка по пути домой вы видите яркие витрины, фонари, вывески и билборды – это и есть уличное освещение! Кстати, первая осветительная система появилась в 17 столетии в Амстердаме. С 1730 года улицы начали освещать и в Москве. В 1807 году были изобретены газовые лампы, а в конце 19 столетия – электрические.

Условно уличное освещение можно разделить на:

  • Фасадное – прожекторы и лампы, которые крепятся на архитектурных сооружениях и дают точечный свет;
  • Ландшафтное – может обозначать садовые дорожки и границы дворика, так и подсвечивать отдельные кустарники, водоемы, скульптуры и так далее;
  • Рассеянное уличное – в основном представлено фонарями, установленных в определенной очередности и на большой высоте, они дают рассеянный, но яркий свет.

Классификация по функциональности:

  • Техническое – используется для подсветки основных дорожек, ворот, зоны возле входной двери и прочее;
  • Заливающее – рассеянный поток света для освещения большого пространства;
  • Декоративное – для точечной подсветки объектов на приусадебном участке;
  • Сопровождающее – к этой категории относятся светильники, которые реагируют на движение.

Виды уличных светильников

Настенные. Зачастую их используют для подсветки входной зоны и декоративного освещения двора. Они компактны, удобны в использовании, различаются по форме и дизайну. Если нужно осветить большую территорию, используются настенные прожектора (в основном для охранных целей).

Торшерные. Самый распространенный тип светильников, состоят из опоры и плафонов, расположенных наверху. Чаще всего торшерные светильники используют для подсветки аллей, дорожек, беседки, пруда, входной зоны.

Грунтовые. Их монтируют прямо в грунт или дорожное полотно. Такие светильники дают мягкий неяркий свет, исходящий снизу вверх, у некоторых моделей можно менять угол наклона луча. Подходят для подсветки скульптур, деревьев, клумб.

Подвесные. Принцип их крепления схож с комнатными люстрами, правда, выдерживают такие светильники куда большую нагрузку. По сути, это длинная цепочка с плафоном, подходит для подсветки патио, террасы, беседки.

Столбчатые. Модифицированные торшерные светильники, такие изделия невысокие, свет отражается вниз благодаря специальным плафонам. Могут иметь вид гриба, тумбы, светового столбика, цилиндра и другие. Подходят как для основного, так и точечного освещения участка. У низких столбиков может присутствовать ослепляющий эффект, поэтому их лучше не располагать на людных площадках.

Особенности уличного освещения

Архитектурная подсветка сейчас в моде. Помимо сплошного освещения используется еще и акцентуальное. Фонари размещают для освещения двери, колонн, ниш, красивых архитектурных элементов. Интересно смотрится и контурное освещение при помощи светодиодных трубок и шнуров.

Ландшафтный дизайн также требует правильного освещения, в магазинах можно найти светильники разного стиля – от классики до хай-тека. Контурное освещение используется для дорожек и аллей, для подсветки крон деревьев и кустарников подходят прожекторы с рассеянным светом. При помощи асимметричных светильников (находящихся на разной высоте) можно красиво обыграть малые архитектурные формы. Заливающее освещение зачастую применяется для подсветки большой террасы или водоемов.

По сути, подсветки должно быть три. Первая – для периметра участка, ворот, калитки, входной двери. Вторая – для освещения зон отдыха – беседки, патио, бассейна, зоны для барбекю и так далее. Третья – для дорожек и тропинок. В подборе светильников важна каждая мелочь, даже спектр света: холодные оттенки визуально отдаляют подсвечиваемые объекты, теплые, наоборот, их приближают. Для подсветки зон отдыха рекомендуется использовать теплые тона.

При выборе светильника нужно учитывать не только его дизайн, но и устойчивость к неблагоприятным внешним факторам – прямым лучам солнца, осадкам, ветру, пыли. Материал, из которого выполнен источник света, должен быть безопасным, не менее важна простота эксплуатации и монтажа, срок службы.

Основные характеристики для уличных фонарей – это световой поток (Люмены) и мощность (Ватты). Чем больше соотношение мощности и эффективности светового потока, тем лучше будет светить фонарь. Цветопередача и цветность, наоборот, не так важна.

Разновидности осветительных приборов

  • Лампы накаливания. У них высокая мощность и теплоотдача, но экономичными их не назовешь. Более популярны галогенные лампы, в них добавлены пары галогена, увеличивающие срок эксплуатации изделия в несколько раз, они используются в фонарях и прожекторах;
  • Газоразрядные лампы. Дают свет благодаря сжиганию газов – метана, этилена, водорода, пропана и прочих. Такие лампы весьма эффективны, имеют длительный срок службы, хорошую светопередачу. В свою очередь, газоразрядные лампы могут быть: ртутные, натриевые и металл галогенные. Их не используют для внутреннего освещения, поскольку требуются шумные и трудоемкие пусконаладочные работы, а также в самой колбе находятся пары веществ, которые могут в ограниченном пространстве отравить организм человека;
  • Ксеноновые лампы. В них источником света служит электрическая дуга, расположенная между двумя вольфрамовыми электродами. Внутри находится соль натрия и ртути, инертный газ, пары металлов;
  • Люминесцентные лампы. У них хорошая светоотдача, долгий срок службы, они экономичны. Постоянные включения и выключения уменьшают срок службы таких ламп, поэтому лучше всего, чтобы они светили с вечера и до утра. В мощных осветительных установках применяют лампы высокого давления, для небольшого участка подойдут и изделия низкого давления, они отличаются высокой надежностью;
  • Индукционные. Газовые баллон лампы находится рядом с катушкой индукции, источник света – плазма, которая образуется при ионизации газового баллона магнитным полем. Это стабильные и надежные источники света;
  • Солнечные батареи. Экономичный и очень популярный среди дизайнеров вариант. Подходит как для акцентного, так и масштабного уличного освещения. Такие лампы мобильны, автономны, выключаются и включаются самостоятельно. Источник – солнечная энергия, аккумулируемая в течение дня.

Для регулирования системы освещения (если это не солнечные батареи) проще всего использовать фотореле или автоматы. При помощи таймера можно задать определенное время включения и выключения, а используя фотореле, отрегулировать интенсивность освещения и наслаждаться красотой своего приусадебного участка!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector