5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узбекская модель экономичное и практичные сооружение

Тандыр своими руками — пошаговая инструкция быстрого изготовления в домашних условиях (100 фото)

Блюда восточной кухни год от года набирают популярность. Еда, приготовленная профессиональным поваром, нравится всем. Попытки воплотить шедевры собственноручно нередко терпят крах. Всё дело не в отсутствии мастерства, а необходимых приспособлений. Например, правильный тандыр станет отличным дополнением дачного участка или загородного дома.

Готовить лепёшки, шашлык или плов с ним станет гораздо легче. Воплотить идею строительства такой печи своими руками несложно. Необходимо лишь внимательно изучить технологию сооружения подходящего варианта.

Краткое содержимое статьи:

Узбекская модель: экономичное и практичные сооружение

Вариант печи, придуманной узбеками, подойдёт для особо рачительных хозяев. Единичная закладка топлива позволит осуществлять процесс приготовления в течение 3 часов. Создание конструкции занимает время, но не требует существенных трат. Благодаря этой технологии получится выполнить стационарный или передвижной тандыр.

Узбекская модель печи может существенно различаться в зависимости от достатка хозяина, региона, в котором она используется. Основной материал для изготовления конструкции — глина. Внутри располагаются специальная арматура (вставки из каолина или огнеупорного кирпича).

Глиняный тандыр кувшинообразной формы — наиболее экономичный выбор. Он позволяет максимально бережно относится к расходу топлива.

Для создания основы используют не только особый сорт глины («живая», с высоким содержанием каолина), но и шерсть животных (верблюд или овца). Оба материала смешиваются, полученный состав выдерживается около недели. Время позволяет раствору «созреть». При этом ежедневное вмешательство в этот процесс неизбежно: состав требуется «шевелить».

Готовый материал недельной выдержки применяют для лепки основания печи. Технологий для этого масса. Наиболее распространённый и доступный способ как сделать печь тандыр самостоятельно рассмотрим далее.

Тандыр на узбекский лад: ход работы по шагам

Оптимальный способ собственноручного изготовления заморской печки предполагает использование подручного средства — деревянной бочки. Она позволит без труда достичь необходимой цилиндрической формы изделия. Хорошо, если удастся подобрать вариант, выполненный из дуба.

Для использования в строительстве бочку придётся подготовить. Предмет подбирают несколько габаритнее, чем ожидается готовая печь. Заниматься подготовкой удобно в то время, пока «зреет» глиняная смесь.

Бочку, с заранее ослабленными железными кольцами, доверху наполняют водой. Таким образом деревянный каркас проводит до 5 дней. В этот период происходит необходимое набухание древесины. По истечении запланированного периода бочка опустошается. Заметно потяжелевший предмет переворачивается вверх дном.

Далее следует немного просушить изделие. Для этого достаточно 1 дня. Следующим этапом станет обработка внутренней поверхности бочки подсолнечным маслом.

Не надо жалеть расходный материал. От тщательности обработки зависит качество готового тандыра для дачи. Промасленную основу оставляют для пропитки ещё на 1 день.

После всех подготовительных работ наступает ответственный момент лепки тандыра. Для этого необходимо из созревшей глиняной смеси скатать колбаски примерно 7 см в диаметре и длиной около 50 см. Полученные заготовки раскатывают в ленты, нарезают в соответствии с габаритами деревянной основы.

Готовыми полосками заполняют всё внутреннее пространство бочки. Следует размещать их таким образом, чтобы происходило наложение рабочего материала. При этом, в верхней области изделия производят не просто нахлёст, а моделируют сужение. Это потребуется для правильного функционирования печи. Внешний вид готового тандыра напоминает кувшин.

Когда бочка полностью выложена глиняными полосками, осуществляют разглаживание внутренней поверхности. Наличие неровностей в конечном итоге сведено к минимуму.

Завершающим этапом изготовления основания печи становится просушка глиняных стенок. Этот процесс займёт примерно 1 месяц (при условии соответствия погодных условий). Для этого бочку с глиняной внутренностью помещают в сухое место с хорошей циркуляцией воздуха.

Процесс высыхания периодически контролируют: глина должна постепенно отслаиваться от деревянных стенок. По истечению периода просушки бочку освобождают от стальных обручей, снимают деревянный слой, высвобождая глиняную печь.

Готовый тандыр устанавливают на заранее возведённый фундамент. Вокруг печки организуют огнеупорный барьер: делают кирпичную кладку. Сам тандыр обмазывают огнеупорной глиной или покрывают специальным термостойким раствором.

Рабочую камеру печи оснащают решёткой. Это позволит улучшить поддув и функциональность изделия. Установление дымоходной трубы обеспечит стабилизацию тяги.

Перед первой протопкой внутренние стенки печи обрабатывают хлопковым маслом. Стартовый прогрев печи осуществляют в течение суток. Только совокупность действий обеспечит надёжную работу конструкции в дальнейшем.

Армянский тандыр: секреты собственноручного изготовления

Строительство печи на армянский манер начинают с подготовки чертежей. Этот вариант конструкции изготовить без использования готовых схем сложно. Чертежи тандыров всегда получится найти на полезных ресурсах, таких как наш портал.

Разновидностей армянских печей множество. Локация тандыра допустима наземная или подземная. Это может быть камера с горизонтальным или вертикальным расположением. Проще всего выполнить стандартный блок, устанавливаемый над поверхностью земли.

Изготовление тандыра из кирпича начинают с подготовки необходимых в работе материалов:

  • песок;
  • глина;
  • цемент;
  • кирпич.

К предварительным работам также относят выбор места расположения будущей печи. Если предполагается возведение стационарной установки, то не лишним будет предусмотреть укрытие в виде навеса. После выбора подходящего места приступают к основным работам:

Возведение фундамента. Для создания прочной основы (особенно в случае большого тандыра) применяют стандартный вариант из бетонной смеси.

Предварительно сооружают углубление, наполняют его гравием и песком. Поверх такой «подушки» размещается раствор на основе песка и цемента. Устроенный таким образом фундамент потребует времени на высыхание (2-3 дня).

Согласно чертежам производят разметку и начинают создавать кирпичную кладку. Первый ряд выполняют с отверстием для поддува. Последующие линии делают согласно чертежам, ориентируясь на необходимость постепенного сужения печи.

Готовую кирпичную кладку со всех сторон обмазывают огнеупорной глиной. Швы заполняют сухим материалом. Внешнюю поверхность прорабатывают кремообразным раствором. Для декоративной отделки можно использовать керамическую плитку, мелкие камешки, битое стекло.

Дождавшись полного высыхания глины производят контрольную растопку. В качестве топлива используют мелкий хворост. Длительный прогрев позволит глине обжечься, закалиться. Далее, тандыр используют в обычном режиме.

Изготовление армянского варианта печи можно упростить, используя шаблон (казан или бочку).

Собственноручно построить армянскую или узбекскую печь не такая уж сложная задача. Главное, чётко следовать инструкциям. А просматривая фото тандыра, изготовленного своими руками, понимаешь какая красивая вещь может получиться в итоге.

Узбекская модель [развития, реформ]

Узбекская модель — это определение путей общественного развития на основе пяти важнейших принципов, сформу­лированных главой государства И. Каримовым.

Для обрётшего независимость Узбекистана насущ­ной необходимостью стало создание современной экономики, материально-экономическое укрепление страны, удовлетворе­ние потребностей населения в необходимой продукции и услу­гах. А значит, в конечной цели — переход к цивилизованным рыночным отношениям.

Формировалась конкурентная среда, где не должны по­явиться явные монополисты, создавались предпосылки для под­держки производителей экспортоориентированной и импорто­замещающей продукции. В этой области проводилась большая законотворческая работа.

Граждане Узбекистана в качестве полноправных собственников могут владеть жильём, денежны­ми средствами, разными предприятиями, транспортными сред­ствами. Источниками благосостояния могут быть трудовые доходы, предпринимательская деятельность, ведение своего хо­зяйства, полученная собственность от наследования и др.

Принятые государством своевременные меры показали жиз­неспособность «узбекской модели развития».

Советская экономика

Советская экономика — это хозяйствен­ная форма, существовавшая в Советском государстве по административно-командному принципу, показавшая свою полную несостоятельность.

Основная причина кризиса админист­ративно-командной формы управле­ния экономикой бывшей советской системы кроется в не способствова­нии повышению производительности труда, зажиме самостоятельности и инициативности в про­мышленном и сельскохозяйственном производстве. При со­ветском периоде экстенсивный путь экономического разви­тия, основанный на беспощадном использовании природных ресурсов и низкоквалифицированном труде, объективно не да­вал возможности перехода к интенсивному развитию производ­ства.

В Узбекистане в сельском хозяйстве господствовала хлопко­вая монокультура, промышленность была приспособлена к пер­вичной переработке хлопкового сырья и выпуску определённой техники для нужд хлопководства. Только малая часть сырья перерабатывалась на местных текстильных комбинатах и фа­бриках. Находящиеся на территории так называемой «союзной республики» предприятия были «завязаны» в тесные хозяйствен­ные связи с другими производствами Советского государства. После его распада эти связи были разорваны, что сказалось на состоянии односторонне ориентированного производства, дея­тельность очень многих предприятий остановилась.

Пять принципов Каримова

Большое значение имели сформулированные Президентом И. Каримовым знаме­нитые пять принципов переходного периода:

  • освобождение экономики от идеологических догм;
  • государство — главный реформатор;
  • во всех сферах жизни господство закона;
  • реализация сильной социальной политики;
  • поэтапность проводимых реформ.

Становление рыночной экономики

Как известно, в начале 90-х годов прошлого столетия не только в независимых государствах постсоветской территории, но и в бывших так называемых социалистических странах Вос­точной Европы также приступили к созданию рыночной эконо­мики. Во многих из них был избран путь шокотерапии, коренной перестройки хозяйственного комплекса. Однако этот путь был неприемлем для Узбекистана. Надо было в первую очередь учи­тывать состав населения, большая часть которого нуждалась в социальной защите со стороны государства.

Рыночные отношения в Узбекистане начали формироваться постепенно. В Узбекистане государство, как основной реформатор, опре­делило, что переход к рыночным отношениям не может быть стихийным процессом и формируемая рыночная экономика в должной мере подлежит регулированию. В том числе через соз­дание таких новых структур, как товарные биржи, различных организаций по оказанию торговых услуг, разработку соответ­ствующего законодательства, обеспечивающего постепенность перехода к рыночным ценам. Осуществился переход к нацио­нальной валюте. При этом достигнуто: защита прав собствен­ника; создана нормативная основа для занятия различными формами предпринимательства; разработаны общие аспекты механизма конкуренции и т.д.

Приватизация (разгосударствление)

Значима была приватизация государственной собствен­ности. В результате этого появился материальный стимул для новых собственников; повысилась активность населения, свя­занная с экономической и другими сферами; обеспечивалась устойчивая стабильность общественно-экономического поло­жения страны и др. Разгосударствление проводилось в следую­щих направлениях:

  • вначале в частные руки были переданы предприятия тор­говли, общественного питания, мастерские и др.;
  • приватизировалось индивидуальное жилье;
  • предприняты необходимые шаги для создания дехканских и фермерских хозяйств;
  • постепенно началось акционирование средних и крупных предприятий.
Читать еще:  Преимущества плитных фундаментов

Особенности узбекской модели

В экономике Узбекистана выделяются следующие аспекты:

  • краткосрочное и долгосрочное определение перспектив;
  • отраслевое планирование рекомендательного порядка;
  • управление, непосредственно выраженное в законода­тельных и административных актах и опосредованно связанное с налоговой политикой и приоритетами расходной части госу­дарственного бюджета.

Участие государства

Создаваемая в Узбекистане экономи­ка по своему цивилизованному стату­су основывается на свободной конку­ренции и нуждается в реформаторской активности государства — «. чтобы не подвергаться влиянию стихии и хаоса, — указывает Президент И. Каримов, — . в переходный период именно государство должно взять на себя ответствен­ность главного реформатора».

Роль государства кроме макроэкономического прогнозиро­вания проявляется и в осуществлении сильной социальной по­литики. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В Узбекистане это обусловлено прежде всего демографиче­ским фактором, тогда как в развитых странах такая политика опирается на соответствующую экономику и перераспределе­ние дохода в пользу широких слоёв граждан. Так, в странах Северной Европы в результате осуществления такой политики достигнут высокий уровень жизни.

Личная инициативность и конкуренция

Согласно теоретической концепции узбекской модели обще­ственного развития и опыта пройденных лет независимости, в экономике личная инициативность и конкуренция обусловли­вают опосредованное государственное участие. В системе, со­стоящей из рыночной и прогнозируемой экономики, в первую очередь через конкуренцию между предприятиями устанавли­вается цена продукции.

Глобализация

В настоящее время все активнее заявляет о себе глобализация, межгосударственная кооперация. Работающие в этом направле­нии международные финансовые организации (Международ­ный валютный фонд, крупнейшие мировые банки) поддержи­вают Узбекистан в решении проблем формирующейся, и уже доказавшей свою эффективность современной экономики.

Узбекская модель развития

Дата публикации: 18.07.2014 2014-07-18

Статья просмотрена: 13868 раз

Библиографическое описание:

Ботиров И. Узбекская модель развития // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 277-279. — URL https://moluch.ru/archive/70/12073/ (дата обращения: 13.01.2020).

Из истории известно, что в 80-х годах ХХ века на постсоветском пространстве экономический кризис резко обострился. Это проявилось, в первую очередь, в снижении производства продукции, в необеспеченности производственных мощностей работой, в росте безработицы, в снижении ВВП и других показателях. В Узбекистане наблюдалось снижение доходов и жизненного уровня населения. Поэтому, в первые же годы независимости Президент И. Каримов четко определил позицию, что у Узбекистана должен быть свой путь, своя модель развития, так как только в таком случае можно учесть своеобразные условия страны, ее возможности, многолетние экономические и культурные связи. Одним из главных теоретических выводов, выдвинутых Президентом И. Каримовым, является то, что переход к рыночной экономики нужно осуществлять не революционным путем (шоковой терапией), а эволюционным путем, поэтапно. Эта концепция нашла свое отражение также в выдвинутом И. Каримовым в последующие годы принципе «Не построив новый дом, не ломайте старого». Признавая разнообразные принципы демократического общества, различные модели демократического развития нужно сказать, что они не отрицают национальные модели.

Узбекская модель построения демократического государства и гражданского общества основывается на нижеследующих пяти принципах перехода к рыночной экономике, которые стали известны как «узбекская модель развития», «узбекский феномен». Во-первых, свобода экономики от идеологии и верховенство над политикой, если сказать по-другому: сначала экономика, а потом политика. Во-вторых, в переходный период, государство само должно быть главным реформатором, то есть должно взять за себя инициативу реформ, направленных на обновление страны в социально-экономической и государственной сферах. В-третьих, верховенство закона, равенство всех граждан перед законом. В-четвертых, реализация сильной социальной политики, ответственность государства в поддержке социально неимущих слоев населения. В-пятых, поэтапное реформирование, отказ от методов «шоковой терапии», развитие не революционным, а эволюционным путем.

Коротко говоря их можно сформулировать следующим образом:

1. Приоритет экономики над политикой.

2. Государство — главный реформатор.

3. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

4. Проведение сильной социальной политики.

5. Эволюционный и поэтапный путь перехода к рыночным отношениям.

Как правильно подметил доктор политических наук, профессор И.Эргашев “Узбекская модель означает, что Узбекистан является суверенным государством, признаёт всемирные демократические принципы. Для того, чтобы быть суверенной, демократической республикой необходимо не только учитывать общепризнанные всемирные демократические принципы, но и опираться на прицнпы узбекской модели, связанные с национально-культурными особенностями страны” [1]. За годы независимости экономика Узбекистана выросла почти в 3,4 раза, средняя заработная плата выросла в 14 раз, валовый доход населения возрос в 9 раз. Государственные расходы для социальной сферы выросли более, чем в 5 раз, более 60 процентов их были направлены на развитие здравоохранения, коммунального хозяйства, образования, социальную защиту населения.

Демократические процессы, осуществляемые в Узбекистане, сегодня признаются мировым сообществом. На международной научно-практической конференции по материалам, положениям и выводам, изложенным в книге И. Каримова «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры его преодоления в условиях Узбекистана» (Ташкент, 22 мая 2009 года), член Государственного совета Китая Ли Фэнлинь подчеркнул, что «изучение опыта Узбекистана и его пример очень важны…Узбекистан в своем регионе занимает ведущее положение по экономическому росту» [3].

Новый этап в модернизации и демократизации всех сфер жизни определила разработанная главой нашего государства Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Концепция содержит глубоко обоснованные новые законодательные инициативы, реализация которых послужит достижению Узбекистаном долгосрочной цели — войти в число развитых демократических государств, обеспечить народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе. Не случайно участники международной конференции «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества» (Ташкент, 22.04.2011) многократно подтвердили, что добиться успехов в государственном строительстве можно и не обладая опытом демократии Опираясь на опыт Узбекистана в строительстве рыночной экономики, выступающие сделали вывод, что построить демократическое гражданское общество без экономической основы невозможно [2].

Последовательность и поэтапность рыночных преобразований, исходящие из пяти принципов, определенных главой государства, являются залогом устойчивого развития национальной экономики и социальной сферы, эффективности системы государственной власти и управления. Особенно наглядно это проявилось в период мирового финансово-экономического кризиса, последствия которого крайне отрицательно сказались на социально-экономическом развитии большинства стран мира. Узбекистану, в отличие от многих государств, не только удалось сохранить высокие темпы экономического роста, но и создать в рамках реализации Антикризисной программы мер прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития [5]. В непростых условиях в стране были обеспечены устойчивость и сбалансированность основных макроэкономических параметров, стабильные темпы роста производства, профицит Госбюджета, торгового и платежного баланса, рост экспорта и золотовалютных резервов. Особенно наглядно происходящие в экономике страны перемены проявляются в промышленности. Если в 2000 году доля отрасли в ВВП республики едва превышала 14 процентов, то в 2010 году она достигла 24 процентов. Реализация свыше 500 инвестиционных проектов, предусмотренных в Программе «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011–2015 гг.», позволит увеличить долю промышленной продукции в структуре ВВП до 28 процентов в 2015 году. При этом опережающее развитие получат такие отрасли, как машиностроение и автомобилестроение, химическая, пищевая, фармацевтика, промышленность строительных материалов и другие.

Особое внимание в развитии экономики уделяется инвестициям. Инвестиционные проекты осуществляются в текстильной, нефтегазовой промышленности и других сферах. За годы независимости в Узбекистане построено свыше 40 текстильных комплексов в сотрудничестве с компаниями Spentex (Индия), Daewoo Internatonal (Южная Корея), Бухарский нефтеперерабатывающий завод в сотрудничестве с компанией Technip (Франция), Шуртанский газохимический комплекс в сотрудничестве с компанией ABB (США), Кунградский содовый завод в сотрудничестве с компанией CITIC (Китай) и др. Развивается автомобильная промышленность. В городе Асака завод легковых автомобилей выпускает 7 моделей автомобилей (совместно с General Motors, США), завод автобусов и малых грузовиков (совместно с компанией Isuzu, Япония) выпускает автобусы и грузовики, завод MAN (Германия) выпускает автомобили и грузовики. В Узбекистане на развитие образования, здравоохранения и социальых программ расходуется 60 % бюджетных средств. Вследствие этого коренным образом обновлены системы образования и здравоохранения и оснащены самыми современными техническими средствами. Особое внимание уделяется подготовке конкурентоспособных кадров. В 66 вузах Узбекистана, в том числе в 6 филиалах зарубежных вузов, обучаются свыше 300 тысяч студентов

Таким образом, в последние годы в наша страна добилась стального развития в сфере экономики. Повышение объема ВВП более, чем на 8 % показывает эффективность «узбекской модели развития». Предпринятые в годы независимости меры по внедрению рыночных реформ, углублению экономической либерализации, развитие промышленных отраслей, процессы модернизации и диверсификации — все это основные факторы успехов, потому что рост ВВП достигается не за счет традиционных сырьевых отраслей или повышения мировых цен на сырье, а за счет производства конкурентоспособной готовой продукции, развития современной сферы услуг [3].

В заключение следует подчеркнуть, что Узбекская модель развития характеризуется наличием современной техники и технологий, значимостью информационных технологий в развитии всех сфер народного хозяйства, индустриализацией производства, ростом сферы услуг, интенсивным путём экономического развития, открытостью экономики, созданием конкуренции, углублением рыночных отношений, социальной направленностью экономики, повышением народного благосостояния, усилением тенденции интеграции национальной экономики с глобальной экономикой. Как подчеркивает профессор Н. Тухлиев: «Узбекская модель развития — это не застывшее статическое понятие. Вместе с сохранением основных принципов, определяющих ее характер и форму, она обогащается новыми задачами и совершенствуется. Модернизация всех сфер общественной жизни, диверсификация структуры производства, последовательное развитие инновационных технологий, расширение производства и реализации промышленной продукции — всё это логическое продолжение «прогресса по-узбекски» [4]. В 2014 году намечается реализация более 370 проектов инвестиционной программы. Все это поднимет развитие национальной экономики на качественно новый этап и докажет жизненность узбекской модели развития. Сегодня граждане нашей республики гордятся тем, что Узбекистан является независимым, признанным международным сообществом государством и занимает свое достойное место в мире.

Читать еще:  Радиаторы отоплениякакие лучше фирмы

Узбекская модель [развития, реформ]

Узбекская модель — это определение путей общественного развития на основе пяти важнейших принципов, сформу­лированных главой государства И. Каримовым.

Для обрётшего независимость Узбекистана насущ­ной необходимостью стало создание современной экономики, материально-экономическое укрепление страны, удовлетворе­ние потребностей населения в необходимой продукции и услу­гах. А значит, в конечной цели — переход к цивилизованным рыночным отношениям.

Формировалась конкурентная среда, где не должны по­явиться явные монополисты, создавались предпосылки для под­держки производителей экспортоориентированной и импорто­замещающей продукции. В этой области проводилась большая законотворческая работа.

Граждане Узбекистана в качестве полноправных собственников могут владеть жильём, денежны­ми средствами, разными предприятиями, транспортными сред­ствами. Источниками благосостояния могут быть трудовые доходы, предпринимательская деятельность, ведение своего хо­зяйства, полученная собственность от наследования и др.

Принятые государством своевременные меры показали жиз­неспособность «узбекской модели развития».

Советская экономика

Советская экономика — это хозяйствен­ная форма, существовавшая в Советском государстве по административно-командному принципу, показавшая свою полную несостоятельность.

Основная причина кризиса админист­ративно-командной формы управле­ния экономикой бывшей советской системы кроется в не способствова­нии повышению производительности труда, зажиме самостоятельности и инициативности в про­мышленном и сельскохозяйственном производстве. При со­ветском периоде экстенсивный путь экономического разви­тия, основанный на беспощадном использовании природных ресурсов и низкоквалифицированном труде, объективно не да­вал возможности перехода к интенсивному развитию производ­ства.

В Узбекистане в сельском хозяйстве господствовала хлопко­вая монокультура, промышленность была приспособлена к пер­вичной переработке хлопкового сырья и выпуску определённой техники для нужд хлопководства. Только малая часть сырья перерабатывалась на местных текстильных комбинатах и фа­бриках. Находящиеся на территории так называемой «союзной республики» предприятия были «завязаны» в тесные хозяйствен­ные связи с другими производствами Советского государства. После его распада эти связи были разорваны, что сказалось на состоянии односторонне ориентированного производства, дея­тельность очень многих предприятий остановилась.

Пять принципов Каримова

Большое значение имели сформулированные Президентом И. Каримовым знаме­нитые пять принципов переходного периода:

  • освобождение экономики от идеологических догм;
  • государство — главный реформатор;
  • во всех сферах жизни господство закона;
  • реализация сильной социальной политики;
  • поэтапность проводимых реформ.

Становление рыночной экономики

Как известно, в начале 90-х годов прошлого столетия не только в независимых государствах постсоветской территории, но и в бывших так называемых социалистических странах Вос­точной Европы также приступили к созданию рыночной эконо­мики. Во многих из них был избран путь шокотерапии, коренной перестройки хозяйственного комплекса. Однако этот путь был неприемлем для Узбекистана. Надо было в первую очередь учи­тывать состав населения, большая часть которого нуждалась в социальной защите со стороны государства.

Рыночные отношения в Узбекистане начали формироваться постепенно. В Узбекистане государство, как основной реформатор, опре­делило, что переход к рыночным отношениям не может быть стихийным процессом и формируемая рыночная экономика в должной мере подлежит регулированию. В том числе через соз­дание таких новых структур, как товарные биржи, различных организаций по оказанию торговых услуг, разработку соответ­ствующего законодательства, обеспечивающего постепенность перехода к рыночным ценам. Осуществился переход к нацио­нальной валюте. При этом достигнуто: защита прав собствен­ника; создана нормативная основа для занятия различными формами предпринимательства; разработаны общие аспекты механизма конкуренции и т.д.

Приватизация (разгосударствление)

Значима была приватизация государственной собствен­ности. В результате этого появился материальный стимул для новых собственников; повысилась активность населения, свя­занная с экономической и другими сферами; обеспечивалась устойчивая стабильность общественно-экономического поло­жения страны и др. Разгосударствление проводилось в следую­щих направлениях:

  • вначале в частные руки были переданы предприятия тор­говли, общественного питания, мастерские и др.;
  • приватизировалось индивидуальное жилье;
  • предприняты необходимые шаги для создания дехканских и фермерских хозяйств;
  • постепенно началось акционирование средних и крупных предприятий.

Особенности узбекской модели

В экономике Узбекистана выделяются следующие аспекты:

  • краткосрочное и долгосрочное определение перспектив;
  • отраслевое планирование рекомендательного порядка;
  • управление, непосредственно выраженное в законода­тельных и административных актах и опосредованно связанное с налоговой политикой и приоритетами расходной части госу­дарственного бюджета.

Участие государства

Создаваемая в Узбекистане экономи­ка по своему цивилизованному стату­су основывается на свободной конку­ренции и нуждается в реформаторской активности государства — «. чтобы не подвергаться влиянию стихии и хаоса, — указывает Президент И. Каримов, — . в переходный период именно государство должно взять на себя ответствен­ность главного реформатора».

Роль государства кроме макроэкономического прогнозиро­вания проявляется и в осуществлении сильной социальной по­литики. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В Узбекистане это обусловлено прежде всего демографиче­ским фактором, тогда как в развитых странах такая политика опирается на соответствующую экономику и перераспределе­ние дохода в пользу широких слоёв граждан. Так, в странах Северной Европы в результате осуществления такой политики достигнут высокий уровень жизни.

Личная инициативность и конкуренция

Согласно теоретической концепции узбекской модели обще­ственного развития и опыта пройденных лет независимости, в экономике личная инициативность и конкуренция обусловли­вают опосредованное государственное участие. В системе, со­стоящей из рыночной и прогнозируемой экономики, в первую очередь через конкуренцию между предприятиями устанавли­вается цена продукции.

Глобализация

В настоящее время все активнее заявляет о себе глобализация, межгосударственная кооперация. Работающие в этом направле­нии международные финансовые организации (Международ­ный валютный фонд, крупнейшие мировые банки) поддержи­вают Узбекистан в решении проблем формирующейся, и уже доказавшей свою эффективность современной экономики.

4 Независимость и узбекская модель строительства демократического общества

Тема 3: Независимость и «Узбекская модель» строительства демократического общества.

1. Своеобразные особенности строительства демократического общества в Узбекистане и «узбекская модель» развития.

2. Основные принципы реформирования общества, разработанные президентом И.А.Каримовым.

3. Проявление «узбекской модели» развития в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни.

1. Народ Узбекистана сделал свой выбор в пользу демократического общества. С первых дней независимости перед страной встал вопрос: Какое государство мы строим? Каким оно должно быть? Какова роль его в формировании демократического общества? Ответы на эти вопросы дал президент И.А.Каримов. Мы создаем свободное, правовое государство. Развитие демократии и утверждение демократии является конечным итогом в совершенствовании государственного устройства Республики.

Идея построения независимого государства с великим будущим, в котором будут обеспечены все гражданские права и свободы личности, мир и благосостояние, возможность гармоничного развития и совершенствования, выступают главными факторами в становлении демократического общества в Узбекистане.

И поэтому с первых шагов независимости перед страной была поставлена задача-проведение демократических реформ, которые сочетали бы мировой опыт демократического развития и своеобразие народа, его историческое прошлое, менталитет, традиции и национальную психологию

Демократия- это способ функционирования политической системы общества, основанной на признании народа в качестве главного источника власти, и его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

И.А.Каримов говорил: «Государство, которое мы строим, должно гармонично сочетать общие черты демократии с коренными, нравственными устоями и потребностями народа, чтобы основные принципы демократии могли работать на нашей почве ». Необходимо утверждение принципов подлинной демократии соответствующей опыту народной жизни, национально-культурным традициям интересам всех социальных групп и слоев населения.

Правовой основой демократических реформ является Конституция Республики Узбекистан, которая была принята Верховным Советом 8 декабря 1992 года. В ней закреплены основные демократические гарантии независимости. Конституция отражает волю, дух, общественное сознание и культуру народов страны. Прежде всего, следует отметить ее приверженность общечеловеческим ценностям.

Демократия всегда выражает стремление человечества к свободе и самоуправлению. Демократия- это такой процесс, который нельзя инициировать извне. Его поддержка со стороны государства позволит сконцентрировать внимание на укреплении демократических институтов, среди которых — свободные справедливые выборы, политические партии, независимая от властных структур судебная система, объективность и профессионализм в деятельности СМИ и ряд других связанных с соблюдением прав человека.

2. В 90-е годы ХХ века на политической карте Центральной Азии произошли коренные изменения. Наблюдалось обострение и усложнение идеологических процессов как следствие различных геополитических подходов к данному региону. В новых суверенных центрально-азиатских государствах, идущих по собственному пути развития происходят важные идеологические процессы в числе которых — восстановление исторической памяти народа, обращение к национальным ценностям, анализ и использование традиций государственности и морали. Поэтому как определяет И.А.Каримов «Формирующаяся идеология национальной независимости, опирающаяся на вековые традиции народа и общечеловеческие ценности должна четко отражать высокие цели и задачи которые ставят перед собой общество и государство. Чтобы каждый наш соотечественник мог ясно представить, какое общество мы создаем, какое государство строим, что составляет его социальный, экономический, политический и духовный потенциал».

Созданные на родной земле много веков, назад до сих пор вызывающие восхищения древние памятники культуры и искусства свидетельствуют, о высоком духовном мастерстве народа, о славной истории нашей Родины и пробуждают чувство гордости.

Источниками, питающим идеологию независимости являются такие жемчужины духовного наследия узбекского народа «Алпомиш», «Шашмаком», а так же жизни и дела великих предков Спитамена, Амира Темура.

Узбекистан придерживается узбекской модели. Первое восстановить все то великое, что было в культуре наших предков. Второе – великое наследие соединить со всеми достижениями цивилизации. Философскую основу нашей идеологии составляют, прежде всего, лучшие образцы национально – духовного наследия, научные, религиозные и светские взгляды великих предков и достижение мировой философии. На формировании идеи национальной независимости оказывают влияния учения о происхождении мира и человека, развитии общества, идеи добра, справедливости, благородства, нравственного совершенствования личности, разработанные мыслителями прошлого. Это свободолюбивые идеи великих ученых Аль Хорезми, Аль Бируни, Улугбека и других, концепция справедливого общества Фараби, философские взгляды Ибн Сино, воззрения Алишера Навои на проблему человеческого совершенствования, а так же деятельность просветителей демократии конца XIX начала XX веков. Философия идеологии независимости ее содержание и сущность, важнейшие идеи и принципы нашли глубокое воплощение в произведениях И.А.Каримова, теоретически обосновавшего прогрессивный путь развития нашего общества, ход и перспективы построения национальной государственности. Наибольшее влияние на формирование национальной идеологии оказали мировые религии – буддизм, иудаизм, христианство, ислам. Во многих идеологиях в определенной степени находят свое выражение религиозные идеи, изложенные в священных книгах: Библия, Коран. В условиях взаимодействия светских и религиозных идей, общество в своем развитии способно подняться на высокий уровень. Убедительным примером тому могут быть, эпохи, когда жили и творили такие мыслители как, Бухари, Хорезми, Бируни, Ибн Сино, оставившие глубокий след в истории человечества.

Читать еще:  Цветы на веранде продляют лето

Идеология, основанная на национальном духе, языках, обычаях, традициях народа, должна вселить в сознание веру милосердия, терпимость, человечность, справедливость каждого познания вместе с тем она должна, опираясь на собственную мощь и защиту, основываясь на общечеловеческих ценностях воспитывать в нашем народе чувство постоянного устремления к тому, чтобы по своему положению стать равными и равноправными в мире среди развитых государств.

3. Основные принципы узбекской модели, разработаны И. А. Каримовым с первых лет государственной независимости. Они отражают стратегический путь реформирования всех сторон жизни нашего общества и построения свободного, справедливого, демократического государства, основанного на рыночной экономике.

Модель развития – это вариант перехода определенного государства от одного общественного и государственного строя к другому, это новый путь развития на основе реформирования отживших свой век видов общественных, политических, экономических отношений на базе требований современной эпохи и ее перспектив.

В основе узбекской модели развития лежат следующие принципы:

Первый принцип: Приоритет экономики.

Экономические реформы никогда не должны оставаться позади, их нельзя подчинить не одной идеологии. Внутренние и внешние экономические отношения должны быть вне идеологии.

Второй принцип: Государство главный реформатор.

Оно должно определить приоритетные направления реформ, разрабатывать политику обновления и перемен и последовательно реализовать их.

Третий принцип: Верховенство закона.

Верховенство закона во всех сферах жизни. Этот принцип имеет в виду Конституция и законы, принятые демократическим путем. Все без исключения должны уважать и неуклонно руководствоваться ими. Это нашло свое отражение в следующем.

Во-первых, этот принцип обеспечивает развитие различных видов общественности на правовой основ.

Во-вторых, в обществе поступательно развиваются демократические процессы, повышается политическая и правовая культура населения.

В-третьих, потребности определенных личностей, всех социальных групп и слоев полнее принимаются на учет. Проявляются их созидательные возможности, творческие способности.

Четвертый принцип: Проведение сильной социальной политики.

Проведение сильной социальной политики, при этом имеется в виду социальная защита населения с использованием мер в условиях рыночных отношений.

Пятый принцип: Поэтапный переход к рыночной экономике.

Этот процесс имеет в виду создание правовых основ и гарантий реформ.

Переход к рыночной экономике это длительный по времени процесс, связанный с созданием новых структур производства, и новых обеспеченных правовых механизмов.

1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2003г.

2. Каримов И.А. «Изменение и обновление требований жизни» Т.8 – Т. «Узбекистан», 2000г. стр. 466-475.

3. Каримов И.А. «Либерализация экономики – основа процветания» Т. «Узбекистан», 2001г., 3-41.

4. Каримов И.А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Т.«Узбекистан», 1997г. стр. 131-181.

5. Каримов И.А. «Узбекистан, устремленный в XXI век». Т.«Узбекистан», 1999г. стр. 6-9, 14-22, 27-36, 43-47.

6. Левитин Л., Карлайл Д, «Ислам Каримов – Президент нового Узбекистана». Т. Узбекистан, 1966.

7. Узбекистан на пути к гражданскому обществу. Т. Шарк, 2003г., стр. 126-137.

8. Салимов А.У. «Узбекистан 5 лет по пути демократических и рыночных реформ». Т.1996 год.

9. Каримов И.А. «Без исторического памяти нет будущего». Т.7. «Узбекистан» 1999 г. стр. 128-137, 138-151.

10. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Доклад Президента РУз И.А.Каримова на совместном заседании законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса РУз. (28 января 2005г.)

11. А.Т.Азизхонов, А.П.Ефимова. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.Университет.2005 г.

12. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.

Экономические реформы «Узбекская модель» перехода на рыночные отношения

С провозглашением государственной независимости в Республике Узбекистан был взят курс на формирование рыночных отношений. Была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, основанная на всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, а также учете опыта зарубежных стран, прошедших путь рыночного реформирования. Эта модель получила название «Узбекистанской модели», в основе которой заложены, пять принципов:

  • 1. Полная деидеологизация экономики. Экономика должна иметь приоритет над политикой;
  • 2. В сложный переходный период главным реформатором должно быть государство;
  • 3. Весь процесс обновления и прогресса должен строиться на правовой основе;
  • 4. Переход к рыночным отношениям должен сопровождаться осуществлением мер по социальной защите населения;
  • 5. Становление рыночных отношений должно осуществляться поэтапно.

Первый этап осуществления экономических реформ (с 1991 до середины 1994 гг.) был в основном направлен на создание правовых основ новой экономической системы, формирование и укрепление государственности, устранение стереотипов старого мышления.

Главным результатом начального этапа проводимых коренных преобразований в республике Узбекистан является то, что нам удалось разработать и осуществить на практике свою модель формирования стратегии и курса реформ. Как отметил Президент нашей республики И.А. Каримов в своей работе «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» на первом этапе одновременно приходилось решать две определяющие задачи:

  • — преодолеть тяжелые последствия административно-командной системы, переломить кризис, стабилизировать экономику;
  • — сформировать основы рыночных отношений с учетом специфических условий и особенностей республики

С введением в обращение в Республике Узбекистан национальной валюты 1 июля 1994 г. начался качественно новый этап в осуществлении экономических реформ. Второй этап призван завершить формирование рыночных структур, он предусматривает дальнейшее совершенствование налоговой, финансовой и денежно-кредитной политики, либерализацию всей внешнеэкономической деятельности. Он направлен на укрепление экономической системы и достижение экономической независимости нашей республики.

В связи с этим были определены основные задачи второго этапа экономических реформ:

  • — довести до конца начатую работу по приватизации государственного имущества и формированию многоукладной социально — ориентированной экономики;
  • — преодолеть спад производства и обеспечить макроэкономическую стабильность,

экономическую и финансовую устойчивость, как предприятий, отраслей, так и государства в целом;

  • — провести мероприятия, способствующие укреплению национальной валюты — сума;
  • — изменить структуру пашей экономики, перейти от сырьевой направленности на выпуск готовой продукции, довести её качество и конкурентоспособность до уровня требований мировых стандартов.

В результате проводимого реформирования в Узбекистане основная часть собственных и заёмных средств идёт, в первую очередь, на инвестирование, завоз в республику новых технологий и техники.

Принятые в республике законы создают целостную систему налоговых льгот и стимулов, гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.

В период трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание уделялось социальной политике. За годы независимости в Узбекистан был создан новый механизм социальной защиты населения, с учетом реальной экономической ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей. На каждом этапе реформирования проводилась и соответствующая социальная политика.

В начальный период перехода к рынку Узбекистан шел по пути упреждающей социальной защиты всего населения. Дотации и льготы распространялись в равной мере на всё население без учета степени нуждаемости в них. Это сыграло важную роль в предотвращении резкого снижения уровня жизни людей, явилось фактором сохранения спокойствия и стабильности в республике, но в то же время приводило к тому, что этими дотациями и льготами пользовались и далеко не бедствующие семьи.

Поэтому по мере углубления реформ, развития рыночных отношений в социальную политику были внесены существенные коррективы — сделан упор на оказание помощи действительно нуждающимся семьям. В связи с этим был разработан и реализован механизм адресной социальной защиты населения.

Главной стратегической целью Узбекистана является строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества. В связи с этой стратегической целью одним из приоритетов реформирования в первые годы XXI века определена либерализаци я и углубление экономических реформ во всех сферах и секторах экономики.

Главная задача либерализации в экономике — это, прежде всего сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, в деятельность частного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует, что наличие преобладающего класса реальных собственников служит гарантом стабильности и благополучия в обществе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector